Что такое логотип? Какие функции логотипа? Зачем нужен логотип? Логотипы известных брендов одежды и обуви. Логотипы известных компаний Какой логотип настоящий

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость...

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!

Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.
Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.


Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.


На рисунках 9-10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.

Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...


Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).



В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.

Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.


Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

Логотип - самая заметная часть бренда, именно он делает компанию узнаваемой. Именно поэтому в развитие визуальной части вкладываются колоссальные суммы. Все больше денег тратится на создание или обновление фирменного стиля.

Давайте посмотрим на самые дорогие логотипы мира.

  1. Белфаст - 280 тысяч долларов

Когда город Белфаст решил изменить свой логотип в 2008 году, ошеломляющие $280 000 ушли на новый дизайн - сердце-«В» с названием города в нем. Символ любви был выбран для дизайна, чтобы передать послание любви и показать, что город оставил свою бурную историю в прошлом. По данным горсовета «B» означает «Белфаст», «быть», как в «быть гостеприимным», «быть ярким», «быть частью этого».

  1. Мельбурн - 625 тысяч долларов

Ребрендинг города Мельбурн был разработан Landor Associates в 2009 году. Он был призван поддержать новую стратегию фирменного стиля города. За что и взяли $625 000.

  1. Олимпиада в Лондоне 2012 - 625 тысяч долларов

Этот логотип разработан лондонской компанией Wolff Olins в 2007 году. Дизайн широко критиковали за неаккуратность и непрофессиональность. Тем не менее, он стоит $625 000.

  1. Pepsi - 1,2 млн долларов

В 2008 году дизайнеры из Arnell Group обновили логотип и сделали полный ребрендинг компании Pepsi, получив за этот проект кругленькую сумму в 1,2 миллиона долларов. Тем не менее, некоторые считают, что это изменение логотипа - провал и очередное поражение в Cola Wars, так как логотип Pepsi никогда не достигнет вечной идентичности логотипа Coca-Cola.

  1. BBC - 1,8 млн долларов

Лого компании BBC был разработан в 1997 году. До этого в качестве логотипа использовалось изображение земного шара с наклонными цветными буквами под ним. Для крупнейшей вещательной компании это был жизненно важный шаг, который стал хорошим вложением. Новый монохромный логотип узнаваем во всем мире. Если BBC по-прежнему продолжит его использовать в 2016 году, логотип с самым долгоиграющим в истории компании (предыдущий рекордный лого продержался с 1971 по 1988 год).

  1. ANZ - 15 млн долларов

Банковская группа из Австралии и Новой Зеландии сделала ребрендинг, на который ушло два года с 2010 по 2012, и 15 миллионов долларов. Эта сумма включала новую маркетинговую стратегию, лого и фирменный стиль. Будучи крупнейшим банком в Новой Зеландии и 3-м в Австралии, ANZ не зря потратил такие большие деньги на ребрендинг, он был полностью оправдан.

  1. Posten Norge - 55 млн долларов

Posten Norge является компанией, предоставляющей услуги почтовой связи в Норвегии. В 2008 году компания запустила масштабную кампанию по ребрендингу, которая стоила 300 миллионов норвежских крон и включала в себя новый логотип и маркетинговые стратегии. Кампания успешно создала позитивный узнаваемый бренд.

  1. Accenture - 100 млн долларов

Landor Associates сделал простой, но мощный лого для Accenture. Компания Andersen Consulting в 200 году расторгла контракт с бухгалтерской группой Андерсена и превратилась в Accenture, так что ребрендинг был вынужденным. К сожалению, обновленная торговая марка подверглась серьезной критике.

  1. British Petroleum - 211 млн долларов

Логотип British Petroleum был разработан Landor Associates в 2008 году. Стоимость ребрендинга составила $211 млн.

Конечно, $211 млн - это не только логотип. Это стоимость изменения фирменной всей символики: офисы, документация, заводы, автозаправки, трейлеры и т. д.

Landor о своей работе: «Знак Гелиос был разработан, чтобы символизировать новую объединенную компанию. Яркий и смелый, идентифицируется с естественными формами и энергией, которые представляют позиции BP в качестве экологического лидера и его цели выходят за рамки нефтяного сектора.»

  1. Symantec - 1 млрд 280 млн долларов

Это самый дорогой известный на сегодня ребрендинг. Он вошел в историю именно из-за сумасшедшей стоимости. При этом оказался провальным. И такое бывает.

Как видите, за большие деньги можно создать логотип, который будут узнавать миллионы, а можно и просто выкинуть деньги на ветер. Кому как повезет. Но что еще приятнее, есть немало примеров, когда дешевый и даже бесплатный лого становился невероятно популярным и узнаваемым.

Каждый день человек сталкивается с сотнями логотипов. Они настолько примелькались, что мало кто задумывается, что они означают. А ведь на самом деле на создание даже простейших логотипов зачастую уходят месяцы работы и миллионы долларов, и практически в каждый из них заложен некий подтекст. В нашем обзоре 10-ка известных логотипов с расшифровкой их значения.

1. Fedex


Логотип американской логистической компании состоит из 2 частей: надписи "Fed" фиолетового цвета и "Ex" оранжевого цвета. Вроде бы ничего особенного, так почему же такой скромный логотип выиграл десятки наград? Разгадка проста - пространство между буквами "Ex" образует стрелку, что на подсознательном уровне ассоциируется со скоростью и профессионализмом компании.

2. McDonalds


Большинство считает, что логотип сети ресторанов быстрого питания McDonalds не что иное, как первая буква названия компании, окрашенная в золотистый цвет. Однако, поклонники теории Фрейда утверждают, что такая форма буквы вызывает ассоциации с кормящей материнской грудью.

3. Музей Лондона


Музей Лондона посвящен истории этого города с времен его основания до наших дней. В 2010 году руководство музея решило обновить свой имидж, чтобы стать привлекательнее для молодежной аудитории. Новый логотип был сделан в ярких тонах и обязательно привлечёт внимание. С первого взгляда на новый логотип сразу представляется карта Лондон. А каждый из цветных контуров - это границы городской черты британской столицы в различные исторические эпохи.

4. Adidas


Название известного производителя спортивной одежды и аксессуаров возникло из комбинации имени и фамилии его основателя, Адольфа Дасслера. За 66 лет существования компании ее логотип неоднократно изменялся, но в нем всегда были три полоски. Сегодня логотип имеет три наклонных полосы в форме треугольника, что символизирует гору. Эта метафора означает покорение новых вершин.

5. Mitsubishi


В 1873 году в результате слияния двух судостроительных компаний была основана фирма Mitsubishi. Логотип компании появился путем объединения гербов ее создателей - трехлистного герба клана Тоса и трех бриллиантов семьи Ивасаки. Три бриллианта символизируют надежность, целостность и успех, а красный цвет означает доверие и привлекает покупателей к бренду.

7. Google


Логотип Google выглядит очень простым - просто обычная надпись, буквы в которой имеют различные цвета. На самом деле при создании логотипа Google дизайнеры хотели отобразить чувство "бунтарского духа" компании. Секрет логотипа кроется в цветах букв: основные цвета (синий, желтый и оранжевый) внезапно прерываются зеленой буквой, которая выбивается из схемы. Так Google решила выделить свою нестандартность и нежелание играть по правилам.

7. Animal Planet


Раньше на логотипе Animal Planet был изображен слон, который тянется хоботом к миниатюрной Земле. Однако, в 2008 году был произведен ребрендинг канала с целью увеличения привлекательности для широкой аудитории. Канал должен был избавиться от длинных и скучных документальных фильмов и перейти к увлекательным репортажам. Новый логотип, как пояснили представители Animal Planet, должен представлять инстинкты, джунгли и первобытные эмоции. Довольно много эмоций для эмблемы, в которой была перевернута одна буква.

8. NBC


Ни для кого не является секретом, что логотип телевизионной сети NBC символизирует павлина, однако мало кто догадывается, почему это именно так. На самом деле это был маркетинговый трюк, чтобы заставить людей покупать цветные телевизоры. Во время создания логотипа NBC принадлежала компании по производству электроники Radio Corporation of America (RCA). RCA хотела показать общественности, что относительно высокая цена телевизора вполне обусловлена возможностью просмотра картинки в цвете.

9. Amazon


С первого взгляда логотип компании Amazon.com очень простой - название жирным черным шрифтом с изгибающаяся желтая стрелка под ним. Но что же символизирует эта стрелка? Во-первых, она представляет улыбку довольного клиента. А во-вторых, желтая стрелка идет от буквы "A" (первой буквы в латинском алфавите) до буквы "Z" (последней буквы алфавита), что символизирует разнообразие продукции Amazon.

10. Pepsi


Логотип Pepsi представляет из себя простой круг, верхняя половина которого красная, нижняя - синяя, а между ними проходит волнистая белая линия. На первый взгляд, это цвета американского флага. Но на самом деле Pepsi потратила сотни миллионов на свой текущий логотип. Брендинговое агентство, которое разрабатывало логотип для Pepsi, представило 27-страничный доклад, в котором описано множество смыслов, которые были вложены в этот логотипа. Он символизирует магнитное поле Земли, фэн-шуй, Пифагора, геодинамику, теорию вероятности и многое другое.

Существует множество мифов, которые некоторые предприниматели, особенно новички, воспринимают как непреложную истину и тем самым допускают ошибки. Какие мифы самые распространенные при создании логотипов и как избежать ошибок - об этом мы поговорим далее.

Часть из них актуальна даже для компаний с большими бюджетами. Но если вы стремитесь стать практичным предпринимателем и рационально использовать деньги, то, возможно, эта статья от Logaster поможет вам оптимизировать бюджет.

Заблуждение 1. Логотип должен выглядеть круто и дорого

Нет ничего необычного в том, что все мы стремимся к совершенству: качественный продукт, дружелюбный сервис, интуитивный дизайн сайта - все это увеличивает шансы на успех.

Но стоит ли срываться и бросать все ресурсы на создание еще одного мирового шедевра в графическом дизайне?

Не спешите с ответом. Возможно, вам нужен логотип, который будет отлично работать для вашего бизнеса, выделять вас среди конкурентов, достойно выглядеть и при этом он не обязательно должен стоить уйму денег?

Успех логотипа заключается не в дорогом дизайне, а в качестве создания логотипа.

Например, в 1971 году студентка Портлендского университета Каролин Дэвидсон за скромный гонорар (35 долларов) разработала для никому неизвестной фирмы логотип. Это была компания Nike.

Стоила ли тогда разработка логотипа Nike бешеных денег? Нет. Работает ли он? Да.

И таких примеров много.

Не верите? Ну что ж, давайте посмотрим на стоимость разработки логотипов известных компаний.

Стоимость разработки логотипа компании Coca Cola - $0, Nike - $35, Twitter - $15, но при этом логотип Pepsi стоил $1 млн, а ребрендинг BP - $221 млн. Стоимость разная, но все логотипы успешные в своей нише.

Мнение эксперта

Ольга Агафонова, главный дизайнер в «Эквиде»:

На эту тему есть забавная история в сериале «Силиконовая долина». Ребята хотели «крутой и дорогой» логотип, но в результате целого ряда злоключений пришли к самому простому варианту, который они могли получить сразу и бесплатно.

Конечно, логотип – отнюдь не главное, и напрямую на успех бизнеса он не влияет. Легко можно работать совсем без лого, или с очень простым логотипом. Однако непрофессиональное и неаккуратное решение может подпортить репутацию. Итак, лучше вообще без лого, чем с плохим лого.

Поэтому прямо отвечая на вопрос стоит ли тратить много денег на создание логотипа на начальном этапе запуска бизнеса – нет, не стоит.

Заблуждение 2. Успех возможен только с качественным дизайном

Да, дизайн важен. Например, 80% владельцев малого бизнеса считают дизайн логотипа, сайта, и других элементов фирменного стиля «очень важным» или «важным» для достижения успеха компании. Всего лишь 3% считают, что дизайн не важен.

Но стоит ли надеяться только на качественный дизайн в конкурентной гонке? Вряд ли. Это лишь один из инструментов. Возможно вы и привлечете внимание клиента, но долгосрочный успех вашей компании зависит от ваших продуктов, маркетинга, новаторства и т.д.

Sagi Haviv говорит, что логотип является простым и функциональным указателем, помогающим людям найти и идентифицировать ваш бизнес. Но чтобы логотип был успешным, за ним должен стоять уважаемый и надежный бренд. Сам по себе логотип не сделает компанию успешной.

Кроме того, как бы печально это ни звучало, но многие компании вообще не «заморачиваются» над созданием логотипа.

TJ McCue утверждает, что около 50% владельцев малого бизнеса не имеют своего сайта, у них нет страницы на Facebook, профиля LinkedIn. Но многие создают прибыльный бизнес без присутствия в интернете и с помощью «сарафанного радио». У некоторых из них есть текстовый логотип созданный сервисами вроде Flamingtext. Конечно, когда-нибудь им будет неловко смотреть на свой логотип и они поменяют его.

Но в то же время если у вас есть выбор между улучшением сервиса, получением прибыли или заботой о вашем логотипе выберите первые два варианта.

Мнение эксперта

Никита Обухов, основатель Tilda Publishing:

Дизайн, что бы ни говорили многие сторонники конверсии и MVP, очень важен. Другое дело – насколько он должен быть необычным. Сделайте ставку в первую очередь не на «эффект», а на содержание. Объясните очень простым и аккуратным графическим языком, кто вы, что вы предлагаете и почему вы лучше других. А затем уже, как получите первый фидбек и деньги, думайте о «творческой составляющей» дизайна.

Заблуждение 3. Мне нужен самый трендовый дизайн логотипа

Когда читаешь очередную статью о трендах дизайна логотипов на 201Х год, очень хочется создать логотип, который будет на волне последних тенденций дизайна.

Но, как писал в своей книге «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» Дэвид Эйри, когда дело касается создания логотипов и фирменного стиля, тренды лучше оставить для модной индустрии.

Тренды приходят и уходят, и вот уж чего вам точно не надо, так это вложить немалое количество своего времени и денег в дизайн, который быстро устареет.

Долговечность превыше всего, и логотип должен просуществовать столько же, сколько и бизнес, который он представляет. Время от времени его можно освежать, уточнять некоторые детали, но основная идея должна оставаться неприкосновенной.

Мнения экспертов

Владимир Полоник,

Тренды – штука приходящая и уходящая. Я уверен, что логотип – отнюдь не самое важное в работе небольшой компании. Но для некоторых ниш бизнеса сам факт наличия логотипа может повышать доверие к компании.

Заблуждение 4. Мой логотип должен быть не хуже, чем у Apple и Starbucks

Это достойное стремление, но вряд ли вам удастся повторить успех известных компаний. Кроме того, повторение чужой концепции – не лучший выбор. Чтобы привлекать внимание клиентов, нужно выделяться, а не повторять чужие идеи.

Поэтому гораздо эффективнее будет проанализировать, почему логотипы известных компаний стали успешны и перенять их опыт. Например, почему логотип компании Coca-Cola не менялся с 1987 года, а логотип компании Nike – отличный пример сильного, запоминающегося логотипа, который эффективен даже без цвета.

Заблуждение 5. По моему логотипу все должны сразу понять, чем я занимаюсь

Это один из самых распространенных мифов при создании логотипа.

Большинство представителей малого бизнеса создают логотип, который буквально изображает продукты, которые они продают, используя избитые визуальные клише.

Как в таком случае ваш бизнес будет выделяться среди конкурентов, если каждая компания будет использовать эту же идею?

Логотип вовсе не обязан буквально изображать то, чем занимается компания. Например, логотип Audi - вовсе не машина. А логотип Hawaiian Airlines - не самолет.

Мнения экспертов

Ольга Агафонова, главный дизайнер в «Эквиде»:

Попытка «объяснить» логотипом все-все о деятельности своей компании - это как минимум скучно. Лого должно отражать лишь то, что отличает вашу компанию от других. Как мы помним, цель логотипа – повысить узнаваемость компании.

Заблуждение 6. В моем логотипе должен быть скрытый месседж, как у FedEx

Да, это хорошая идея – выделяться среди конкурентов и сделать ваш логотип более запоминающимся. Но будем честны, изменилось ли ваше отношении к компании FedEx, после того как вы узнали, что между буквами Е и X прячется стрелка?

Стали вы больше заказывать товаров на сайте Amazon, после того как заметили скрытую улыбку в виде линии?

Вряд ли. Потому что, для клиентов важно не это. Им важен сервис, доступные цены, качество продукции. Ради этого они будут готовы стать клиентом компании, у которой может и не быть очень крутого логотипа.

Мы не хотим сказать, что ваш логотип не должен иметь скрытых элементов. Но если вы не знаете, как их вписать лаконично и понятно, не акцентируйте свое внимание на этом. Логотип всегда можно освежить и сделать из этого рекламную кампанию.

Заблуждение 7. Если логотип понравился команде, он понравится и клиентам

Логотип создается для ваших клиентов, а не для вас самих, ваших коллег или друзей. Вы должны сформировать четкое представление о том, кто ваши клиенты и чего они хотят.

Для этого определитесь с качествами компании, которые вы хотите донести до вашей аудитории, и постарайтесь создать логотип, который смог бы это сделать.

Заблуждение 8. Сначала логотип, затем продажи и брендинг

Что делают многие начинающие предприниматели, когда создают стартап? Правильно, они создают/заказывают логотип, фирменный стиль. Но при этом тратят много усилий и денег.

Создание логотипа – это творческая робота, которая требует много ресурсов. Когда вы работаете над запуском бизнеса, очень важно сохранить ваши силы и деньги на разработку продукта.

Поэтому, возможно, на начальных этапах развития бизнеса вам следует больше сфокусироваться на продукте и продажах.

Но это не значит, что у вас не должно быть логотипа или он должен быть некачественным. Есть много способов создать неплохой логотип с небольшим бюджетом. Например, с помощью онлайн лого-мейкеров, таких как Logaster , или нанять фрилансеров.

Заблуждение 9. Логотип это всего лишь элемент компании, который нужно создать

Многие недооценивают важность логотипа и рассматривают его как картинку, которую нужно создать и разместить везде, где только можно – на сайте, в соцсетях, на визитке и т.д. - чтобы быть не хуже других.

Но проблема в том, что нужно рассматривать логотип как инструмент, с помощью которого можно получить выгоду (хотя и не стоит полагаться на него на 100%).

Если ваши продукты хороши, цены приемлемы, а с точки зрения маркетинга и бизнеса вы не хуже других конкурентов, то качественный логотип может выделить вас и привлечь дополнительных клиентов.

Например, вы покупаете молоко в супермаркете и остановились на двух вариантах – одна упаковка с логотипом, другая без. Какую упаковку вы выберете? При равных условиях (одинаковые цены, объем и процент жирности), скорей всего вы купите молоко, на котором есть логотип. Так как логотип – это также символ качества, лицо компании. Упаковка с логотипом взывает больше доверия, чем упаковка без него.

Мнение эксперта

Ольга Агафонова, главный дизайнер в «Эквиде»:

Логотип не выделяет среди конкурентов. Логотип повышает узнаваемость компании. А уже ассоциации, которые компания сформирует своей работой, «прилипнут» и к логотипу. Безусловно существуют теории восприятия цвета и формы, которые имеют отношение к логотипам, как и к любым другим графическим объектам. Их легко найти в сети. Однако репутация компании оказывает не меньшее влияние на восприятие того же знака.

Заблуждение 10. Если я не разбираюсь в дизайне, дизайнер сам сможет все придумать правильно

Создание логотипа – это область графического дизайна. Но это не значит, что если вы ничего не понимаете в дизайне, то специалист сделает всю работу за вас и создаст работающий логотип.

Вы, как собственник бизнеса, должны понимать ценности вашей компании и особенности ниши в целом. По этой причине вы постоянно должны принимать участие в разработке логотипа. Хороший дизайнер всегда задаст вам несколько вопросов, чтобы максимально узнать о вашем бизнесе, отрасли, конкурентах, а вы должны рассказать о вашем видении бизнеса и ценностях компании как можно больше.

Только когда дизайнер будет понимать, для кого разрабатывается лого, кого оно должно привлекать и какую информацию нужно донести, он сможет воплотить это в графике. Естественно, вам не нужно сутками находится возле разработчика. Конструктивный разговор должен состоятся при составлении технического задания. Именно на этом этапе вам нужно расставить все точки над i и дать наибольший объем информации о себе. Далее следует работа с уточнениями и корректурой.

Таким образом вы получите качественный логотип, который будет работать на вас.

Мнение эксперта

Владимир Полоник, CEO конструктора лендингов Q-page.ru:

Дизайнер должен понять потребности как бизнеса, так и будущих клиентов этого бизнеса. Он должен суметь смотреть на продукт как глазами создателя бизнеса, так и глазами будущих потребителей. Более того, компанию будут узнавать именно по логотипу, поэтому менять его придется гораздо реже, чем дорабатывать сайт.

Логотип - это несомненно важный элемент бизнеса. Но помните, что во главе стола должно стоять качество вашего продукта, поскольку качественного логотипа для успеха в бизнесе недостаточно.

В 2010 году модный Дом Trussardi отпраздновал свой сотый юбилей, а в этом году бренд отмечает день рождения фирменного логотипа с изображением борзой, которому исполняется 40 лет. В честь такого события итальянская марка в сотрудничестве с японским иллюстратором Юко Шимизу и режиссером Джеймсом Лима выпустила короткометражный анимационный фильм The Sky Watcher с породистой собакой в главной роли. сайт подробно узнал историю логотипа Trussardi и вспомнил другие эмблемы известных модных брендов.

Trussardi: Английская борзая

История марки началась в 1910 году, когда Данте Труссарди открыл в итальянском городке Бергамо мастерскую по ремонту и изготовлению кожаных перчаток . Но борзая стала символом бренда только в 1973 году. Ее решил использовать племянник Данте Никола Труссарди . Гончая породы грейхаунд, изящная, элегантная, динамичная и изысканная, отлично символизировала стиль бренда. Помимо перчаток, Никола начал производить и другие товары из кожи, штампованные новым логотипом.

«Я видел множество картин и древнеегипетских барельефов, на которых изображались эти животные, и был совершенно сражен их красотой и невероятной элегантностью» , - говорил Никола о выбранном им логотипе, ставшем синонимом итальянского качества.

В новом ролике Trussardi The Sky Watcher , выпущенном к юбилею логотипа, ожившая статуя английской борзой гоняется за волшебным кроликом по улицам Милана, оживляя городские памятники. Но к утру чудеса заканчиваются, и бронзовый грейхаунд возвращается на свое место - ко входу в бутик итальянского модного Дома.

«Мы хотели не вдаваться в объяснения об истории бренда, и отдали предпочтение эмоциям, красивым картинкам и музыке» , - призналась креативный директор бренда Гайя Труссарди .

Chanel: Переплетающиеся «С»

Логотип Chanel - один из самых известных в мире моды. Две переплетающиеся буквы «С» можно увидеть на всей продукции бренда, но впервые символ появился в 1921 году на флаконе легендарных духов Chanel №5 . Существует несколько версий создания эмблемы в виде двух «C». Согласно самой популярной - это инициалы самой Коко Шанель , которые она нарисовала незадолго до открытия первого бутика Chanel . Приверженцы второй, менее распространенной версии, авторство логотипа приписывают Михаилу Врубелю , который нарисовал символ, представленный Коко в 20-х годах XX века, гораздо раньше - в 1886 году. Известно, что орнамент в виде соединения двух подков, символизирующий двойную удачу, был моден в конце XIX века. Поэтому многие исследователи считают, что схожесть эмблемы модного Дома и эскиза Врубеля - простое совпадение. Хотя есть еще одна версия: эта эмблема - всего лишь напоминание о кованых ухорах, украшающих двери приюта, в котором росла Шанель. Так или иначе, с выбором логотипа Коко не прогадала, он принес Дому удачу.

Versace: Медуза

Символ модного Дома Versace - голова медузы - появился в 1978 году, когда 34-х летний Джанни Версаче открыл свой первый именной бутик в одном из самых престижных районов Милана виа делла Спига. Легенда гласит, что незадолго до открытия дизайнер гулял в саду своего особняка в Реджо-ди-Калабрия и обратил внимание на мраморную фигуру Медузы Горгоны. Самая известная из трех сестер-горгон с женским лицом и извивающимися змеями вместо волос, одним взглядом превращавшая человека в камень, идеально подошла бы на роль логотипа бренда. Джанни всегда интересовался мифологией и классической литературой и решил, что в новом контексте голова мифологического существа будет символизировать роковое влечение. Именно в амплуа соблазнительницы модный Дом Versace видел свою покупательницу.

Burberry: Рыцарь

Логотип английской марки Burberry появился в 1901 году, когда основанный в 1856 году молодым Томасом Барберри бренд уже стал достаточно известным. С самого начала продукция Burberry отличалась высоким качеством тканей, удобством и практичностью. Во время Первой мировой войны по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил Томас разработал непромокаемый плащ (тот самый знаменитый тренч). И в 1901 году, когда основатель бренда получил заказ на изготовление полного обмундирования для офицеров, встал вопрос и создании торгового знака Burberry . Тогда и появилась эмблема бренда - фигура рыцаря-всадника в доспехах и с копьем в руках, который был изображен на фоне флага с надписью «prorsum», что в переводе с английского означает «вперед». Такой девиз отражал стремление к еще более прогрессивным изобретениям, а копье было символом защиты традиций качества.

Lacoste: крокодил

Спортивный бренд Lacoste был основан знаменитым в свое время теннисистом Рене Лакостом . Француз, которого отец отправил в Англию получать престижное образование, стал 10-кратным победителем турниров Большого шлема. Но на пике карьеры Рене, врачи обнаружили у теннисиста туберкулез. Его спортивной карьере пришел конец, но Лакост задумал новый проект. В 1933 году он вместе с Андре Жилье создал фирму La Societe Chemise Lacoste , производившую футболки для теннисистов, игроков в гольф и любителей парусного спорта. Логотип в виде крокодила появился еще до создания бренда. Дело в том, что журналисты уже давно называли теннисиста не иначе, как крокодилом. «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды , - рассказывал Рене. - Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». Лакост совсем не обиделся на журналистов и пришил изображение крокодила на свою спортивную форму. Маленького зубастого аллигатора нарисовал известный художник и друг Рене Роберт Джордж. Именно этот знаменитый крокодил и переместился на вещи бренда Lacoste.

Ralph Lauren: игрок в поло

Ральф Лорен , некогда сын еврейских иммигрантов Ральф Лифшитц , в 1967 году учредил компанию Polo Fashions и уже в 1968 году открыл свой первый бутик. Всемирно известный логотип бренда появляется в 1971 году, когда Ральф впервые подарил женщинам мужскую рубашку поло.

«У моей жены превосходное чувство стиля: она может в мужском магазине выбрать такую рубашку и пиджак, что люди после допытываются, где мы достали эту одежду, - рассказывал Ральф о своем нововведении. - Ее образ напомнил мне Кэтрин Хэпберн в молодости, спортивную и non-fashion, в образе девушки-всадницы с развевающимися по ветру волосами ».

Дизайнер не только создал рубашку-поло для дам, но и поместил на ее манжет логотип в виде игрока в поло, скачущего верхом на лошади. Сам Лорен признавался, что для него игра в поло всегда была олицетворением богатства, роскоши и власти. Выходец из бедной семьи, он всегда мечтал стать частью высшего общества, примкнуть к нему. Мечты модельера сбылись, а символизировавшая для Лорена роскошь фигурка игрока в поло сейчас ассоциируется с классическим американским стилем.

Fred Perry: лавровый венок

Фред Перри - знаменитый английский теннисист 1930-х годов. Свою компанию он основал в 1952 году. Все началось с сотрудничества Фреда и бывшего австрийского футболиста Тибби Вэгнера , у которого появилась идея продавать эластичную ленту на запястье под именем Перри. Вскоре спортсмены расширили производство и начали выпускать спортивные рубашки Fred Perry . Конечно, имя популярного теннисиста ассоциировалось у покупателей со знаменитым турниром Уимблдон, и они охотно приобретали товар бренда. Известно, что изначально заядлый курильщик Фред хотел сделать логотипом марки курительную трубку. Он совсем не подумал, что такой символ не подходит в качестве эмблемы для спортивной одежды. Но, к счастью, Вэгнер отговорил Перри словами «девушкам это не понравится». Партнер предложил альтернативу:

«Что насчет лаврового венка, который ты носишь на куртке и свитере Кубка Дэвиса .

С 1934 года, когда он одержал победу на Уимблдоне, Фред всегда выступал с этим символом. Не смотря на то, что отношения с английским клубом у Перри не сложились, Фред запросил разрешение на использование лаврового венка непосредственно у директора Уимблдонского Клуба. Тот очень обрадовался, что их символ будет использовать прославленный теннисист, и дал согласие. В последствие одежда марки Fred Perry с узнаваемым венком стала униформой целого ряда субкультур ХХ века, в частности модов и скинхедов.

Смотрите другие фотографии: