Перемещение товаров под таможенным контролем. Доставка товаров под таможенным контролем. Услуга таможенного контроля в компании Expeditor Co

Таможенный контроль товаров - это один из инструментов реализации таможенной политики государств, который имеет своей целью регулирование процесса пересечения таможенных границ товарами. Данный процесс заключается в контроле за соблюдением правил и норм таможенного законодательства в сфере декларирования товаров и сбора таможенных платежей.

Организация таможенного контроля товаров требует не только знаний таможенного законодательства, но и специфических особенностей работы с теми или иными товарами, процедур и внутренних распорядков. Поэтому таможенное оформление и доставку грузов из-за рубежа можно доверить исключительно специалисту высокой квалификации со специализированным образованием и опытом работы в данной сфере.

Компания Expeditor Co готова стать вашим надежным партнером и взять все трудности таможенного оформления на себя.

Таможенные документы

Таможенное регулирование требует оформления большого количества сопроводительной документации. Количество документов зависит от этапа сделки. Например, это может быть подготовка товаров к отгрузке, обеспечение производства экспортных товаров, страховое, сделок и товаров, хозяйственные и коммерческие документы или платежно-расчетные операции.

Если пакет документов сопровождает груз до пункта назначения, то это товаросопроводительные документы. К товаросопроводительным документам относятся транспортные, коммерческие, страховые документы и разрешительные документы. Набор сопроводительных документов будет зависеть от транспортируемого груза, его стоимости, пункта назначения и т.д.

Транспортные документы зависят от типа транспорта, соответственно, видов таких документов существует 9 штук. Порядок оформления транспортных документов содержится в международных конвенциях. Он предполагает, что товаросопроводительные документы оформляются перевозчиком на основе данных, полученных от грузополучателя или грузоотправителя. Они в обязательном порядке должны быть подписаны.

Отгрузочными документы называют тогда, когда они характеризуют отгрузку товара.

Коммерческие документы, к которым относятся коммерческие счета, дают полное описание товара по количеству, качеству и стоимости. Среди группы документов «коммерческие счета» выделяют: счета-проформы, счета-фактуры, счета-спецификации и предварительные счета.

Также таможенный контроль за международными перевозками предусматривает оформление документов, которые характеризуют товар по количеству и качеству. Количество поставляемой партии отражается в технической документации, спецификациях или упаковочных листах. Качество продукции подтверждается гарантийным обязательством, протоколом испытаний или разрешением на отгрузку.

Коммерческие документы оформляет грузоотправитель. Данная группа документов включает инвойс (счет-фактура), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, которые подтверждают факт совершения сделки. Несмотря на то, что общие правила оформления данных документов содержаться в российском таможенном законодательстве, правила оформления внешнеторговых сделок могут значительно отличаться и иметь ряд характерных отличий, например, в инвойсе должны быть указаны сведения об условиях поставки по Инкотермс, код товара по ТН ВЭД и т.д.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль товаров осуществляется в специальных таможенных зонах. Под зонами таможенного контроля понимаются определенные территории, созданные для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенных границ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и т.д. Соответственно, зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если товары под таможенным контролем находятся там постоянно, или временными.

Формы таможенного контроля

Согласно таможенному кодексу РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

  • Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Таможенный досмотр, который включает досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, который является исключительной формой таможенного контроля;
  • Учет товаров и транспортных средств;
  • Устный опрос физических и должностных лиц;
  • Проверка систем учета и отчетности;
  • Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляться деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов;
  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц;
  • Инвентаризация товаров и транспортных средств.

Также иногда выделяют иные формы таможенного контроля , к ним относятся – проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличие идентификационных знаков.

Виды таможенного контроля.

Несмотря на то, что в таможенной практике сложилось достаточно много видов и подвидов таможенного контроля товаров, в юридической практике выделяют следующие виды таможенного контроля :

  • Документальный и фактический таможенный контроль;
  • Таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;
  • Таможенный контроль ввозимых, вывозимых и транзитных товаров;
  • Таможенный контроль речных и морских судов, воздушных судов, железнодорожного и автомобильного транспорта;
  • Односторонний, двусторонний и совместный таможенный контроль;
  • Однократный и многократный таможенный контроль.

Также иногда выделяют таможенный контроль ручной клади, сопровождаемого и несопровождаемого багажа и т.д.

Методы и средства таможенного контроля

Методы таможенного контроля – это, прежде всего, различные приемы, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. К ним относят:

  • Таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств;
  • Таможенный контроль в процессе движения транспортных средств;
  • Сплошной таможенный контроль, когда сотрудники таможни используют все методы таможенного контроля, предусмотренные таможенным кодексом.

Средства таможенного контроля – это инструменты и приспособления, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. Это могут быть:

  • Различные технические средства контроля;
  • Морские (речные) и воздушные судна таможенных органов;
  • Информационные ресурсы, базы и системы таможенных органов;
  • Поисковые собаки.

Под техническими средствами понимаются различные оптические увеличительные приборы, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы для проверки подлинности документов, анализаторы, экспресс-идентификаторы, диктофоны, бинокли и т.д.

Сроки осуществления таможенного контроля

Согласно п.1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля, в том числе контроль таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости регламентируется Порядком осуществления контроля таможенной стоимости, утвержденным Комиссией Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости может осуществляться как при таможенном контроле товаров, так и при выпуске товаров. Однако, он не осуществляется если товар ввозится физическими лицами для личного использования, не предусматривающего предпринимательской деятельности.

Контроль таможенной стоимости осуществляется посредством:

  • Контроля правильности метода определения таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля правильности структуры заявленной таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля документального подтверждения заявленной стоимости и всех ее компонентов;
  • Проверки стоимости при помощи системы управления рисками.

По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа может вынести следующие решения – принять таможенную стоимость, запросить дополнительные сведения или произвести корректировку таможенной стоимости. Принятое решение проставляется на первом листе ДТС или на основном листе декларации на товары и может содержать следующие записи:

  • ТС принята;
  • ТС уточняется;
  • ТС подлежит корректировке.

Услуга таможенного контроля в компании Expeditor Co

Таможенный контроль товаров – это сложная и приносящая множество забот процедура. Поэтому компания Expeditor Co поможет вам быстро, спокойно и с минимальными затратами пройти все этапы таможенного контроля товаров. Высокие стандарты качества работы, штат высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы в данной сфере гарантируют успешное сотрудничество.

Правовая регламентация порядка доставки перемещаемых товаров. Правовой основой установленного порядка перемещения товаров на территорию и по территории Таможенного союза являются Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (1956 г.), Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (1961 г.), Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенная операция по перемещению товаров через таможенную границу может, как уже отмечалось, включать в себя их доставку в пункт назначения по процедуре таможенного транзита (ТТ), если иностранный товар не был выпущен непосредственно после прохождения таможенного контроля на границе (ч. 3, 5 ст. 160 ТК ТС; ч. 1 ст. 194 ФЗ-311). Суть этой процедуры заключается в том, что перемещенный товар перевозится под таможенным контролем до места назначения по таможенной территории ТС (в том числе через территории государств, не являющихся членами ТС) без уплаты таможенных пошлин, налогов, но с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо от таможенного органа в месте убытия до таможенного органа в месте прибытия через территорию государств, не являющихся членами ТС (ст. 215 ТК ТС). При этом таможенный орган, оформляющий процедуру таможенного транзита, определяет место и срок доставки товара, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, включая установление маршрута перевозки товара (ст. 216, 217, 219, 220 ТК ТС).



Таможенным законодательством Таможенного союза установлены обязанности таможенных перевозчиков по соблюдению требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 182, 216 ТК ТС), по обеспечению сохранности товаров и средств идентификации, доставке товаров и документов на них в установленные таможенными органами отправления сроки в пункт назначения по определенному маршруту, если он установлен (ст. 223 ТК ТС), по соблюдению правил обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем, в процессе их перевозки (ст. 222, 226 ТК ТС).

За неисполнение возложенных обязательств при перевозке товаров перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территории которого выявлено нарушение таможенных правил, и, в частности, с административным законодательством Российской Федерации (ст. 224 ТК ТС). Признаки административных правонарушений этой классификационной группы и санкции за их совершение установлены ст. 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13 КоАП РФ. Следует отметить, что во всех случаях, кроме ст. 16.10, правонарушения связаны и с нарушением правового статуса товаров, находящихся под таможенным контролем, в части пользования и распоряжения ими (ст. 153 ТК ТС). Поэтому к этой классификационной группе мы относим и НТП, предусмотренные ч. 2 ст. 16.19 и ст. 16.20 КоАП РФ. Однако события АП, предусмотренные этими статьями и непосредственно связанные с доставкой перемещенных товаров, встречаются крайне редко, рассматриваются и квалифицируются по специальным нормам.

В соответствии со ст. 182 ТК ТС и ст. 233 ФЗ-311 при помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенному органу в месте отправления представляется транзитная декларация, после чего таможенный орган вправе установить место доставки товара в зону таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа в пункте назначения. При перемещении ТиТС железнодорожным транспортом зоной таможенного контроля являются подъездные пути станции назначения (ст. 220 ТК ТС). Таможенным органом также определяется срок перевозки товара, исходя из вида транспорта и установленного маршрута, иных условий перевозки. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определенный из расчета 2 000 километров за один месяц (ст. 219 ТК ТС). Таким образом, к основным обязанностям перевозчика при перемещении ТиТС через таможенную границу относятся своевременная доставка товара в пункт назначения и обеспечение его сохранности в процессе перевозки.

Нарушения процедуры таможенного транзита и порядка доставки товара . Статьей 16.10 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного маршрута перевозки либо за доставку товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. Таким образом, непосредственным объектом посягательств будут установленные таможенным законодательством порядок, маршрут и сроки доставки перемещаемого товара в место назначения (ст. 217, 219, 220, 225 ТК ТС; ст. 234, 235, 237 ФЗ-311).

Объективная сторона деяния выражается в несоблюдении сроков доставки товара в место назначения, несоблюдении маршрута доставки, если он установлен таможенным органом, либо в доставке товара в иную зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При совершении подобных действий нарушается порядок, установленный ст. 160, 215, 219, 220, 223 ТК ТС и ст. 233, 235 ФЗ-311. При этом следует иметь в виду, что при определении срока доставки товара таможенные органы исходят из заявления перевозчика, за которым остается право обратиться в таможенные органы по маршруту доставки с мотивированным ходатайством о его продлении, в частности, в силу действия обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, либерализация таможенного законодательства выразилась в отмене обязательной маршрутизации доставки. Установление маршрута перевозки товара применяется только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками (ч. 3 ст. 217 ТК ТС).

Субъектом ответственности является таможенный перевозчик - юридическое и (или) физическое лицо. Должностное лицо может быть субъектом ответственности в случае, если оно приняло решение об изменении маршрута или места назначения доставки товара, не согласовав его с таможенным органом (ч. 2 ст. 220 ТК ТС).

Субъективная сторона АП выражается виной юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, виной физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Признаки рассматриваемого АП носят формальный характер и не связаны с характером нанесенного таможенным правоотношениям вреда. Если событие правонарушения выявляется в процессе оформления процедуры таможенного транзита, нарушения условий помещения товаров под таможенную процедуру, то административная ответственность наступает по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

В практике применения ст. 16.10 КоАП РФ могут возникнуть проблемы при разграничении ее состава с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, в частности, при доставке товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При этом срок доставки может быть соблюден. Такие действия нельзя квалифицировать как недоставку товара и документов на него, то есть по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, а также рассматривать их как «идеальную совокупность» признаков составов ч. 1 ст. 16.9 и ст. 16.10 или ч. 1 ст. 16.6 и ст. 16.10 КоАП РФ.

Производство по ст. 16.10 КоАП РФ может вестись как в протокольной форме, так и в форме административного расследования. Дела об АП, предусмотренных этой статьей, рассматриваются уполномоченными должностными лицами таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), и ответственность наступает по законодательству Российской Федерации.

Если за неисполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность по российскому законодательству (ст. 224 ТК ТС; ст. 236 ФЗ-311), то при недоставке товаров и документов на них в место назначения ответственность может наступить в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого товары были помещены под таможенную процедуру ТТ (если это предусмотрено международным договором Российской Федерации - ч. 2 ст. 236 ФЗ-311).

Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них рассматриваются как нарушения порядка пользования и распоряжения товарами, находящимися под таможенным контролем, и как нарушение таможенной процедуры таможенного транзита, что предусмотрено ч. 5 ст. 160 ТК ТС. Установление ответственности за НТП этого вида (ст. 16.9 КоАП РФ) преследует цели недопущения несанкционированного включения во внутренний оборот товаров, не прошедших таможенного контроля, некачественных либо контрафактных товаров, могущих представлять опасность для населения, и обусловлено исключением случаев неуплаты таможенных платежей. Выпуск, пользование и распоряжение такими товарами допускается в порядке, определенном таможенным законодательством (ст. 153, 195 ТК ТС).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) перевозчика, не выполнившего обязанность по доставке ТиТС, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита в место назначения, определенное таможенным органом, либо действия, связанные с выдачей (передачей) без разрешения таможенных органов либо утратой товаров, находящихся под таможенным контролем.

Требование доставить товар в место назначения в целости и сохранности является одним из основных условий соблюдения таможенной процедуры ТТ. По своей семантике содержание термина «недоставка» происходит от глагола «доставлять», то есть «привозить что-либо к конечному пункту перевозки». Приставка недо - означает неполноту совершенного действия, недостаточность по сравнению с чем-то должным. Таким образом, недоставку товара можно считать оконченным составом административного правонарушения в случае, если товар не привезен в зону таможенного контроля в срок, установленный таможенным органом в месте его прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, то есть по истечении срока доставки.

Доставление товаров в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. В этом случае ответственность наступает по ст. 16.10 КоАП РФ. Если товары доставлены на склад третьих лиц, но фактически не переданы и юридически не оформлены, а срок их доставки не истек, признаков НТП, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9, не усматривается. Административная ответственность может наступить в случае нарушения порядка доставки ТиТС по ст. 16.10 или 16.14 КоАП РФ при завершении процедуры ТТ или помещении товара на временное хранение.

Выдача (передача) товара без разрешения таможенного органа означает передачу его третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Подобные действия также нарушают установленный порядок выпуска товаров и передачи права пользования и распоряжения ими, когда таможенная «очистка» (оформление) товара не закончена.

Что касается утраты товара или его части, то важен сам факт того, что товар выбыл из владения, распоряжения лиц, обязанных обеспечить его сохранность. Поэтому форма происшедшего события не имеет решающего значения (потеря в процессе движения в результате технической неисправности транспортного средства, кража, разбойное нападение и тому подобное). Для определения вины перевозчика важно определить причины и причинную связь события и действий ответственных лиц (беспечность, неосмотрительность, недобросовестное отношение к выполнению возложенных обязанностей), то есть субъективную сторону АП. Исключением является порча товара в пути следования (ст. 154 ТК ТС), его утрата в результате аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы (ст. 157 ТК ТС). В последнем случае ответственность наступает по ст. 16.6 КоАП РФ.

Приобретение третьим лицом товара, не выпущенного для внутреннего потребления в установленном порядке, может повлечь ответственность этого лица по ст. 16.21 КоАП РФ. Если товар не передан третьим лицам, а используется без разрешения таможенного органа лицом, ответственным за его сохранность, то необходимо установить наличие оснований для привлечения его к ответственности по ч. 2 ст. 16.19 и (или) ст. 16.20 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 16.9 КоАП РФ установлена ответственность за недоставку документов на товары, перевозимые в соответствии с процедурой таможенного транзита, в место доставки. По данной части ст. 16.9 квалификации подлежат только случаи, когда документы вообще не доставлены в таможенный орган, даже если сами товары были доставлены. Законченным это правонарушение считается по истечении срока таможенного транзита. Если товары доставлены в установленный срок, а документы на них представляются после истечения срока ТТ, такое деяние следует квалифицировать по ст. 16.10 КоАП РФ.

Для установления объективной стороны деяния необходимо выяснить причины недоставления документов на товары: утеря сейф-пакета, товаросопроводительных документов, их уничтожение, кража и тому подобное.

Субъективная сторона АП чаще всего выражается виной в форме неосторожности лица, перемещающего товар, что не исключает и наличие умысла.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, являются только перевозчики. Следует отметить, что обязанности обеспечения сохранности перемещаемых товаров возложены не только на таможенных перевозчиков и лиц, получивших разрешение на перевозку товаров в место доставки, не являющееся ЗТК таможенного органа в пункте назначения. Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ может быть получатель товара, если временное хранение осуществляется на складе получателя, и ОАО «РЖД», если временное хранение осуществляется непосредственно в вагонах, находящихся на железнодорожных путях в местах, не являющихся ЗТК и складом временного хранения. По ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, кроме перевозчиков, субъектами ответственности могут являться также владельцы складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли (ст. 22, 27, 32, 224 ТК ТС).

Что касается субъективной стороны НТП, необходимо увязывать понятия «выдача (передача)» и «недоставка» с виной в форме умысла, а понятие «утрата» - с неосторожной формой вины.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 109 ТК ТС), товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть идентифицированы таможенными органами, в том числе дополнительно к пломбам, другим средствам идентификации, наложенным отправителем или перевозчиком. Средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением событий, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства указанной угрозы и составляется акт установленной формы.

Порядок применения средств идентификации товаров (пломбы, печати, штрихкоды и иные средства идентификации), находящихся под таможенным контролем, регламентируется правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 170 ФЗ-311).

Целью проведения идентификации ТиТС является обеспечение возможности обнаружения попыток проникновения, изъятия товаров, дополнительных вложений или совершения иных несанкционированных таможенными органами действий с товарами. Кроме того, прямой запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен п. 2 ст. 156 ТК ТС. Несоблюдение указанных требований, выражающееся в уничтожении, изменении либо замене средств идентификации (действие) либо их утрате (бездействие), составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ.

Указанная статья может применяться и в случаях утраты, уничтожения, удаления, замены, иных действий в отношении пломб отправителя, если в товаросопроводительных документах таможенными органами сделаны специальные отметки об использовании пломб в качестве средств идентификации. АП считается оконченным с момента его обнаружения, если точно не установлено время и место события правонарушения.

Рассматриваемое правонарушение может иметь «идеальную совокупность» признаков с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ (утрата товара и средств идентификации). В этих случаях может быть составлен один протокол по двум статьям, если рассмотрение дела подведомственно одному судье, одному органу, в данном случае должностному лицу таможенного органа.

Статья 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, если неправомерные действия с поддельными средствами идентификации связаны с незаконным перемещением ТиТС через таможенную границу, причем разграничение рассматриваемых составов НТП основывается на четком определении, какие действия были проведены с самими средствами идентификации: повреждение, полная или частичная их замена, утрата (ст. 16.11 КоАП РФ) или использование поддельных средств идентификации или средств, относящихся к другим ТиТС (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъектами ответственности могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия в отношении средств идентификации, так и лица, обязанные обеспечить их сохранность, в том числе таможенный перевозчик.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Так, утрата средств идентификации рассматривается как неосторожность лица, обязанного обеспечить их сохранность.

Нарушения порядка обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем . Доставка перемещаемых товаров сопряжена с естественными рисками, связанными с использованием транспортных средств, соблюдением правил товарных перевозок, дорожного движения, с наступлением обстоятельств непреодолимой силы и иными обстоятельствами. Поэтому в таможенном законодательстве предусмотрен алгоритм действий перевозчика в экстренных ситуациях природного и техногенного характера, при авариях, иных событиях и обстоятельствах.

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы образует составы НТП, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.6 КоАП РФ.

Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 указанной статьи, являются правоотношения, связанные с порядком транспортировки товаров, перемещаемых под таможенным контролем. Особенностью этих правоотношений является наличие различных участвующих в них субъектов (юридических и физических). Но в основном это лица, осуществляющие перевозку товара, ответственные за его доставку и сохранность.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности ТиТС в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товара в место назначения, за исключением случаев безвозвратной утраты товара. Обязанности перевозчика по принятию всех мер для обеспечения сохранности ТиТС в указанных случаях, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по доставке товаров на этапе их перемещения по территории России и перевозки при таможенном транзите (ст. 91, 169 ТК ТС), установлены таможенным законодательством (ст. 226 ТК ТС).

Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства природного характера и иные события, не зависящие от человека (ст. 202, 401 ГК РФ). Под аварией следует понимать возникшее в результате дорожно-транспортного происшествия событие, при котором повреждены транспортные средства, грузы либо причинен иной материальный ущерб, погибли или ранены люди. Однако ни ГК РФ, ни ФЗ-311, ни КоАП РФ не содержат указаний на то, какие меры следует принять в этих случаях. Понятно только, что они должны быть адекватными конкретному событию, ситуации и направлены на обеспечение сохранности перевозимых товаров, грузов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении иной обязанности, предусмотренной ст. 226 ТК ТС (незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об аварии или обстоятельствах непреодолимой силы и месте нахождения ТиТС МП, либо в необеспечении их перевозки в ближайший таможенный орган или указанное им место.

Это нарушение можно характеризовать, скорее, как процедурное. Субъектом ответственности в рассматриваемых обстоятельствах может быть только перевозчик. При определении субъективной стороны следует особо выделить необходимость доказывания вины, ибо гибель или утрата товара вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранить, исключает ответственность по данной статье. Вина может быть в форме как неосторожности, так и умысла.

В целях минимизации рисков, связанных с осуществлением доставки и других таможенных процедур в случаях наступления обстоятельств, которые могут повлечь изменения состояния товара, законодатель также предусматривает порядок обращения с товарами, перемещаемыми под таможенным контролем, и устанавливает ряд требований и ограничений. Помимо технических требований к оборудованию транспортных средств международной перевозки (ст. 221 ТК ТС), основное требование закона - это уведомление таможенного органа о наступлении таких обстоятельств и (или) получение разрешения таможенного органа на проведение операций с товарами (ч. 2 ст. 160, ст. 222 ТК ТС; ч. 4 ст. 224 ФЗ-311; приказ ФТС России).

Статьей 16.13 КоАП РФ установлена ответственность за совершение грузовых или иных операций с перемещаемыми товарами либо за замену ТС МП без разрешения или уведомления таможенного органа.

Часть 1 статьи 16.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований таможенного законодательства. Согласно ст. 108 ТК ТС, при осуществлении различных таможенных операций и процедур совершаются грузовые и иные операции (разгрузка, выгрузка, перегрузка), которые могут повлечь изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или повреждение наложенных средств идентификации, а также замену транспортного средства международной перевозки, которая может совершаться только с разрешения таможенного органа (ч. 2 ст. 160 ТК ТС).

Следует отметить иную, по сравнению с прежней редакцией главы 16 КоАП РФ, конструкцию этой статьи: различная степень контроля таможенных органов за перемещаемыми товарами является критерием формулировки двух ее частей: ч. 1 ст. 16.13 предусматривает ответственность за неисполнение обязанности получить разрешение таможенного органа на совершение операций с товарами; ч. 2 - за совершение операций по разгрузке, перегрузке товаров без уведомления таможенного органа. Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности и за взятие проб и образцов перевозимых товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться товары, без разрешения или уведомления таможенных органов. Следовательно, диапазон ее применения шире и относится не только к периоду доставки, перемещения товаров, находящихся под таможенным контролем.

К объективной стороне рассматриваемого нарушения таможенных правил относится:

Совершение операций по разгрузке, погрузке, перегрузке (перевалке) и иных операций с товарами без разрешения (ч. 1) или уведомления (ч. 2) таможенных органов;

Взятие проб и образцов перемещаемых товаров без разрешения таможенных органов (ч. 1);

Вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары (ч. 1);

Замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, без разрешения (ч. 1) либо уведомления (ч. 2) таможенных органов.

К конкретным действиям по совершению операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, можно отнести:

Разгрузку и перегрузку (перевалку) товара с транспортного средства, пришедшего на таможенную территорию Таможенного союза, вне места прибытия, зоны таможенного контроля или вне установленного рабочего времени таможенного органа;

Перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой таможенного транзита;

Погрузку товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Таможенного союза и Российской Федерации, в отсутствие должностного лица таможенного органа, если было принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного наблюдения;

Перегрузку транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории.

Перечень конкретных действий, образующих объективную сторону данного правонарушения, содержится в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи КоАП РФ, является открытым и предусматривает возможность наступления ответственности за совершение без разрешения таможенных органов любых иных грузовых операций, на совершение которых требуется такое разрешение. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 222 ТК ТС, ст. 224 ФЗ-311.

Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривается ответственность за вскрытие помещений и других мест, где могут находиться товары, перемещаемые под таможенным контролем. Привлечение лиц к ответственности по рассматриваемой статье также не исключает, а зачастую прямо сопряжено с применением по совокупности и ст. 16.11 КоАП РФ.

Проведение без разрешения таможенного органа операций с товарами, хранящимися на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах и складах получателей товаров, а также с товарами, временное хранение которых осуществляется непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, подлежит квалификации по ст. 16.14 КоАП РФ как более специальной по отношению к ст. 16.13.

Запрет на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поэтому совершению данного НТП может предшествовать совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 16.3 КоАП РФ. Поэтому возможность привлечения лица к ответственности по рассматриваемой статье не зависит от хода производства по делу об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ, что следует из содержания п. 33 приказа ФТС России.

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК ТС, перегрузка товаров допускается в отдельных случаях, когда она не связана с их утратой, не влечет изменения состояния и упаковки товаров или повреждения наложенных средств идентификации, при условии предварительного письменного уведомления таможенного органа, в частности перегрузка товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенным органом средств идентификации. Совершение перегрузки товаров в таких случаях без предварительного уведомления таможенного органа влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.13 КоАП РФ.

Объектом противоправных посягательств рассматриваемой классификационной группы НТП являются предусмотренные таможенным законодательством правоотношения, возникшие при осуществлении таможенной операции по перемещению ТиТС и их доставке в пункт назначения.

Предметом рассматриваемых правоотношений являются товары, находящиеся под таможенным контролем.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции ст. 16.13 КоАП РФ действия. Это может быть декларант, перевозчик, владелец склада, грузополучатель, а также лицо, не являющееся субъектом таможенных правоотношений.

Субъективную сторону рассматриваемых правоотношений составляет вина как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают уполномоченные должностные лица таможенных органов.

Доставка товара по процедуре ТТ завершается его прибытием в пункт назначения и помещением на временное хранение в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом в месте прибытия (ч. 5 ст. 160; ст. 168, 220, 225 ТК ТС; ст. 198, 201, 237 ФЗ-311), до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством (ст. 167, 195 ТК ТС). Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, не вправе пользоваться и распоряжаться ими без уведомления таможенных органов и согласования с ними (ст. 153; ч. 3 ст. 167; ч. 2 ст. 171 ТК ТС). Определенные особенности существуют при условном выпуске товара, помещенного под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которого предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Условно выпущенные товары подпадают под ограничения по пользованию и распоряжению ими лицами, обладающими юридическими полномочиями в отношении товаров (ст. 200 ТК ТС; ст. 222 ФЗ-311).

Для перевозки грузов между таможенными постами в режиме таможенного транзита работает транспортная компания ВДНК. Ни кого лучше нас вы просто не найдете....

Перевозка грузов между таможенными постами

Когда вы работаете с таможенным перевозчиком ВДНК:

  • вы уверены, что наняли профессионала, а не ворох посредников;
  • вы занимаетесь своим делом, а не тренируете эрудицию в вопросах международных грузовых перевозок;
  • вы не платите лишнего;
  • вы сокращаете время доставки своих грузов.
Статус таможенного перевозчика гарантирует нашим заказчикам, что перевозки грузов будут всегда осуществляться с минимальными рисками несоблюдения таможенного законодательства, а обязательства компании по сохранности грузов будут исполнены. Статус таможенного перевозчика может получить лишь транспортная компания, осуществляющая деятельность на рынке международных перевозок 2 года и более, а также располагающая собственным автомобильным парком и предоставившая Федеральной таможенной службе России гарантии уплаты таможенных платежей. Мы располагаем собственным парком из 30 машин, позволяющих осуществлять международные перевозки грузов по территории Таможенного союза самостоятельно, не привлекая других перевозчиков.

У нас нет набора юного иллюзиониста, мы никогда не станем фокусниками. ООО «ПКФ ВДНК» - таможенный перевозчик ().
Включение в реестр таможенных перевозчиков позволяет нам делать международные перевозки грузов под таможенным контролем по всей территории Таможенного союза в соответствии с нормами внутреннего таможенного транзита. Раньше это называлось перевозки по ВТТ, сейчас просто таможенный транзит.

Почему мы лучше всех?

Потому что ВДНК - это лекарство от суеты. Вы наняли нас - мы все знаем и сделаем сами.
Мы не включаем скрыты расходы. Например на запрос «перевезти пару паллет из Шереметьево в Домодедово» можно насчитать вам отдельно пробег, работу в вечернее время, распечатку документов, доставку документов. Мы так не делаем. Наша ставка за день работы включает все. Мы хорошо работаем и хотим, чтобы Вы к нам еще вернулись.

Для чего нужен таможенный перевозчик?

Таможенный перевозчик - это не Дед Мороз. Он приходит к вам не раз в год и не дарит кариес. Таможенный перевозчик в отличие от него возит грузы под таможенным контролем.
Вопросы при перемещении грузов под таможенным контролем всегда уникальны и трудно прогнозируются. Самый простой и надежный путь решения этих вопросов - таможенный перевозчик.
Одна из самых востребованных и услуг таможенного перевозчика - перевозка с одного внутреннего таможенного поста (т/п) на другой груза еще не выпущенного в свободное обращение. Подобные ситуации возникают довольно часто: груз ошибочно был доставлен на не тот т/п, или же оказывается, что у т/п нет возможности обработать ваш тип груза, например этот т/п не работает с ADR или акцизными грузами.
Перед владельцем груза стоят две задачи: быстро найти транспорт и предоставить ФТС обеспечение уплаты таможенных платежей, не забыв при этом оформить весь пакет документов для внутритаможенного транзита (ВТТ). Можно, конечно, заняться этим самому и через месяц-другой, потеряв уйму времени и сил, сказать себе: «Я сделал это!». А груз будет лежать на таможенном складе за который надо платить.
А можно просто выбрать таможенного перевозчика, который уже давно гарантировал за вас (и за других своих клиентов) уплату таможенных сборов, знаком с тонкостями внутритаможенного транзита, сформирует транзитные и транспортные документы и, наконец, действительно довезет ваш груз до нужного вам поста.
Его услуги обойдутся дороже, чем услуги простого перевозчика, но это объяснимо: таможенный перевозчик уже заплатил за гарантию в ФТС. Он одновременно решает задачу таможенного оформления и перевозки «проблемного» груза, который, хотя и прибыл в Россию, но не может быть выпущен в свободное обращение. И лишь тот, кто ни разу не сталкивался ни с таможней, ни с грузовыми перевозками, может считать, что это ничего не стоит.

Стоимость вашего груза превышает стоимость гарантии по TIR Carnet?
Особенности вашего груза вынуждают следовать под таможенным конвоем, что часто бывает на белорусской границе (вы не можете ни чего планировать, теряете время и платите много лишних денег)?
- Вам нужен таможенный перевозчик.
До перевозки таможня требует гарантии уплаты таможенных платежей? (Ставка НДС для транзита составляет 20 %, для обеспечения транзита вы его вместе с пошлиной оплатите до перевозки, а когда груз приедет на СВХ, с вас снимут 18%, и часть средств зависнет.)
- Вам нужен таможенный перевозчик.
Везете сборный груз и места доставки расположены в разных таможнях?
- Вам нужен таможенный перевозчик.
Надо перевезти груз с одного СВХ на другой в пределах ТС?
- Вам нужен таможенный перевозчик.

Цены на услуги таможенного перевозчика

Те кто сталкивается с перевозками под таможенным контролем впервые часто задают вопрос: "Почему так дорого?". Надо понимать что цены на перевозки по ВТТ гораздо выше чем обычные на перевозки. Иначе вы бы могли обратиться к любому перевозчику, которых на рынке очень много, но вам то нужен именно таможенный перевозчик. Для сравнения: перевозка двух паллет весом 1 тонна из Шереметьево в Домодедово обычным перевозчиком будет стоить около 5000 рублей а таможенный перевозчик за день работы возьмет с вас в три раза дороже 15000 рублей. Почему так дорого: потому что кроме собственно машин надо эти машины оборудовать для международных перевозок, получить на каждую свидетельство, компании перевозчику необходимо иметь допуск к международным перевозкам и подтвержденный стаж работы не менее 2 лет, предоставить Федеральной Таможенной Службе депозит на сумму 200"000 евро, иметь страхование ответственности по CMR и еще выполнить кучу разных бюрократических формальностей. Вот именно поэтому таможенных перевозчиков не много и цены на их услуги гораздо выше.

Таможенный транзит или перевозки по ВТТ?

Ранее, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), таможенный транзит подразделялся на ВТТ и МТТ:

  • внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура;
  • международный таможенный транзит (МТТ) - таможенный режим,

По новому Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) понятие режима отсутствует. Имеют место только таможенные процедуры.

Статья 215 ТК ТС дает следующее определение таможенного транзита.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Решение Комиссии Таможенного союза (КТС) N 289 от 28.06.2010, утвердило форму транзитной декларации (ТД) и ее добавочных листов, Инструкцию о порядке заполнения ТД. Решение комиссии N 289 вступило в силу на территории Таможенного союза (ТС) 1 января 2011 года.

Грузы, которые перевозятся в режиме таможенного транзита, еще не выпущены в свободное обращение (не прошли таможенную очистку), поэтому нуждаются в особом режиме, который контролируют таможенные органы.

При таможенном транзите перевозятся любые товары, кроме тех, перевозка которых запрещена законодательством ТС.
Таможенный транзит производится только с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения на таможенный транзит в таможню подается транзитная таможенная декларация (ТД).

Таможенный перевозчик - исключительно российское явление?

Иностранцам порой не совсем понятно, (или совсем не понятно), что такое таможенный перевозчик. Все потому, что организация перевозок в России и в том же Европейском союзе на практике проходит по разным принципам.
В теории все едино: и там, и там для перемещения нерастаможенного груза нужна транзитная декларация и гарантия/поручительство уплаты таможенных платежей. Но в ЕС перевозить этот груз может любой заштатный перевозчик, потому что он только везет груз, а поручается за него экспедиция, выписывающая транзитную декларацию, имеющая на это полномочия. А в России?
По идее, ничто не мешает вам самим получить у себя на таможенном посту сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей на свой груз, оформить поручительство через страховую компанию и нанять обычного перевозчика без диплома, и это будет дешевле.
Но на практике получение того же поручительства может затянуться недели на две, да и страховое обеспечение потребует расходов. Таможенный перевозчик, таким образом, - не единственный, но единственно действенный в российских реалиях способ перемещения груза в условиях таможенного транзита.

Выгодно или невыгодно нанимать таможенного перевозчика?

Если у вас недорогой груз, мало кодов ТНВЭД и все идет в одну таможню, то дешевле будет нанять обычного перевозчика, и Книжка МДП будет самым дешевым вариантом, таких перевозчиков больше, и ставки у них ниже, они ведь не тратились на гарантии ФТС и на соответствие многим другим требованиям.

Если у вас дорогой груз, это значит, что если сумма таможенных платежей, которые надо будет уплатить по приходу груза в таможню, хоть ненамного превышает значение в 60 тыс. евро, то дополнительные расходы (с учетом конвоя по Беларуси, оформления транзита и гарантий СК Арсенал в Красной Горке) составят не менее 25 тыс. руб. Если идет не целый груз, а сборный - и того больше.
Не считая потери времени на открытие ТИРа в экспедиции в Европе (пусть даже несколько часов, но с таможенным перевозчиком вы в это время могли бы ехать), ожидания конвоя на стоянке в Козловичах (до 2 дней), оформления на Красной Горке (еще день). В худшем случае теряются 4 дня. Это много.

Поэтому в этом случае уж точно правильнее будет нанять таможенного перевозчика.

Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков

Размеры наших автомобилей.

У нас есть 17 стандартных тентованных грузовиков (фур) объемом до 90 м3. Эти машины у нас очень востребованы и их надо заказывать заранее.

Заказывайте у нас перевозки по ВТТ маленьким грузовым автомобилем. Берегите природу и свои деньги.

1. Если у Вас маленький груз: объем не более 2 м3, вес до 700 кг.

2. Если у Вас средний груз: объем не более 15 м3, вес до 2000 кг.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

В соответствии с Соглашением о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 г. процедура таможенного транзита представляет собой установленный порядок транзитной перевозки грузов под таможенным контролем от таможни государства отправления до таможни государства назначения через государства транзита.

Следовательно, таможенный контроль является непременным условием осуществления международного таможенного транзита. Он включает систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на товары, ввозимые на территорию договаривающихся государств, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован ТК ТС. В нем содержится гл. 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля", в которой закреплены формы таможенного контроля и урегулировано содержание каждой из них. В Кодексе указаны следующие формы таможенного контроля:

  • – проверка документов и сведений;
  • – устный опрос;
  • – получение объяснений;
  • – таможенное наблюдение;
  • – таможенный осмотр;
  • – таможенный досмотр;
  • – личный таможенный досмотр;
  • – проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • – таможенный осмотр помещений и территорий;
  • – учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности;
  • – таможенная проверка.

Проверка документов и сведений. Она выполняется таможенными органами с целью установления достоверности сведений, подлинности доку

ментов и правильности их заполнения и оформления. Проверяются документы и сведения, представляемые таможенным органам при совершении таможенных операций. Проверка осуществляется: а) путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников; б) анализа сведений таможенной статистики; в) обработки сведений с использованием информационных технологий. Могут быть применены и другие способы, не запрещенные таможенным законодательством Таможенного союза.

При необходимости таможенные органы вправе запросить дополнительные документы и сведения для проверки информации в представленных материалах. Такой запрос направляется в письменной форме и должен быть мотивированным. Запрос дополнительных документов и сведений, их проверка не должны приостанавливать выпуск товаров.

Распространенными на практике формами таможенного контроля являются устный опрос и получение объяснений. Как следует из наименования первой из них, опрос должностными лицами таможенных органов производится в устной форме. Опрашивают физических лиц, имеющих отношение к товарам и их перевозке, представителей этих лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В отличие от устного опроса получение объяснений фиксируется в письменной форме, которая устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. Кодекс конкретизирует перечень лиц, от которых могут быть получены объяснения, относя к ним декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Если для получения объяснения необходимо вызвать лицо, обладающее нужными сведениями, таможенный орган оформляет письменное уведомление, которое вручается этому лицу.

Таможенное наблюдение. Это непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение со стороны должностных лиц таможенного органа за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также за совершением грузовых и иных операций.

Визуальное наблюдение может осуществляться с применением технических средств. Отличительными чертами таможенного наблюдения являются его гласность и целенаправленность. Оно может быть систематическим или разовым.

Таможенный осмотр. Он представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (п. 1 ст. 115 ТК ТС).

Цель таможенного осмотра заключается в подтверждении сведений, во-первых, о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, и, во-вторых, о наличии на товарах, транспортных средствах и в их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. Осмотр производится в зоне таможенного контроля в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Исключения составляют случаи, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. На практике таможенный осмотр нередко производится с применением технических средств. Как указано в п. 4 ст. 115 ТК ТС, "таможенный осмотр может производиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта".

Условия оформления таможенного осмотра таковы: если сто результаты будут использованы в таможенных целях, должностные лица таможенного органа составляют акт по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. Кроме того, по требованию этого лица должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо сделать отметку о факте проведения таможенного осмотра в транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Таможенный досмотр заключается в действиях должностных лиц таможенного органа по обследованию товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Досмотр производится с их вскрытием, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Как следует из определения, основное отличие таможенного досмотра от таможенного осмотра в том, что досмотр предполагает обязательное вскрытие объектов обследования, а при необходимости даже их разборку, демонтаж или нарушение целостности иными способами, в то время как при таможенном осмотре возможен лишь их внешний визуальный осмотр. С этим обстоятельством связано закрепление в Кодексе процедур, направленных на обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов законных интересов стороны, в отношении которой проводится таможенный досмотр. К таким процедурам относятся, в частности, обязательность уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о месте и времени проведения таможенного досмотра, наделение этих лиц правом по собственной инициативе присутствовать при проведении досмотра, закрепление исчерпывающего перечня случаев, когда он может проводиться в отсутствии указанных заинтересованных лиц, участие в таможенном досмотре двух понятых, установление письменной формы закрепления результатов досмотра в виде акта.

Большое значение имеет фиксация порядка проведения и результатов таможенного досмотра в акте, второй экземпляр которого предназначается заинтересованному лицу. В п. 8 ст. 116 ТК ТС указано, что он вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю. Здесь допущена неточность, так как не упомянут декларант. Заинтересованным лицом, которому необходимо вручить акт, является, как следует из н. 2 этой же статьи, прежде всего декларант. Поэтому правильнее было бы сформулировать п. 8 ст. 116 ТК ТС следующим образом: "Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено".

Акт составляется по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза, и должен содержать следующие сведения:

  • – о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
  • – о причинах проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
  • – о результатах таможенного досмотра;
  • – иные сведения, предусмотренные формой акта.

Личный таможенный досмотр. Как указано в законе, это исключительная форма таможенного контроля (п. 1 ст. 117 ТК ТС). Ее исключительность состоит главным образом в том, что выполнение личного таможенного досмотра касается конституционного права граждан на личную неприкосновенность. Поэтому необходимы гарантии строгого соблюдения порядка его выполнения, недопущения нарушений должностными лицами таможенных органов прав лиц, подвергающихся личному таможенному досмотру.

Одной из таких гарантий является проведение личного таможенного досмотра по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих. Решение принимается при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. Оно имеет письменную форму в виде резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо отдельного документа.

Следующая гарантия заключается в ознакомлении лица, в отношении которого будет проведен личный таможенный досмотр, с решением о его проведении. В соответствии с п. 2 ст. 117 ТК ТС перед началом проведения личного таможенного досмотра компетентное должностное лицо таможенного органа обязано предъявить физическому лицу под расписку решение о досмотре и ознакомить это лицо с его правами. В случае его отказа от ознакомления об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего указанное решение.

При проведении личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа должно строго руководствоваться закрепленными в п. 3 ст. 117 ТК ТС требованиями, согласно которым его действия не должны ущемлять честь и достоинство досматриваемого лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб его имуществу.

Еще одной гарантией является наделение лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, широкими правами, в том числе:

  • – до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением о его проведении и порядком проведения;
  • – ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • – давать объяснения и заявлять ходатайства;
  • – добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;
  • – делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим досмотр;
  • – пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
  • – знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
  • – обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр.

К числу гарантий соблюдения установленного порядка личного таможенного досмотра, недопущения нарушения прав подвергающихся ему лиц относятся присутствие при досмотре двух понятых того же пола, проведение его в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, обследование тела досматриваемого только медицинским работником, присутствие при досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) или лиц, его сопровождающих, составление о проведенном личном таможенном досмотре акта с вручением его второго экземпляра лицу, в отношении которого досмотр проводился.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемыми для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

В случае отсутствия на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами этот факт рассматривается как ввоз товаров на таможенную границу Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий. Цели осуществления такого осмотра заключаются в подтверждении наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. Кроме того, таможенный осмотр помещений и территорий может осуществляться в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза.

Обязательным условием таможенного осмотра помещений и территорий является наличие предписания на их проведение. Осмотр проводится при предъявлении предписания и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Их предъявление не требуется, если таможенный осмотр помещений и территорий осуществляется у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

В Кодексе не регулируется процедура осуществления осмотра, но установлен порядок действий при отказе в доступе в помещения и на территории. В этом случае должностные лица таможенных органов вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. В Кодексе закреплено положение, согласно которому лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории, несут ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 6 ст. 19).

Таможенный осмотр должен проводиться в минимальные сроки и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств – членов Таможенного союза.

Результаты таможенного осмотра помещений и территорий оформляются актом, форма которого утверждается решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения та­моженной границы. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – участников Таможенного союза. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза {ТК ТС, раздел 3). Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС.

Правила перевозки внешнеторговых грузов имеют специфические особенности в России. При ввозе товаров и транспортных средств в Россию, а также при ввозе с территории свободных таможенных зон, складов на остальную часть таможенной территории РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган РФ о пересечении таможенной границы РФ (ст. 72 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61 – ФЗ). При вывозе товаров и транспортных средств из России перевозчик, перемещающий товары и транспортные средства, обязан уведомить та­моженный орган РФ о намерении вывезти эти товары и транспортные средства (ст. 120 Таможенного кодекса РФ).

Ввозимые или вывозимые товары и транспортные средства в пери­од доставки находятся под таможенным контролем при ввозе товаров и транспортных средств с момента пересечения таможенной территории РФ до момента доставки товара до таможенного склада по адресу до­ставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назна­чения, а также при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ. Под для ввозимых или перевозимых между таможенными складами товаров и транспортных средств понимается таможенный орган, в регионе дея­тельности которого находится получатель или его структурное под­разделение. При доставке вывозимых товаров и транспортных средств под таможенным органом назначения понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, или таможенный орган, в регионе деятельности которого находится территория свободной зоны или таможенный склад.

Под для ввозимых товаров понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого на­ходится место ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или место их ввоза с территории таможенных складов и территории свободных таможенных зон на остальную часть таможенной территории РФ. Для вывозимых товаров под таможенным органом отправления понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится товар.


Местами доставки товаров и транспортных средств под тамо­женным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа на­значения. При вывозе местами доставки являются пункты пересечения таможенной границы РФ или таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа назначения. Другими словами, доставка осуществляется под таможенным контролем:

при ввозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ (на пограничной таможне) до момента прохождения таможенных формальностей на таможенном складе по адресу доставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Комментарий. В случае доставки авиатранспортом или морским транспортом до аэропорта или порта в РФ импортная таможенная очистка может производиться в этом аэропорту или порту РФ. В этом случае пограничная таможня выполняет функции таможенного органа назначения и документ контроля за доставкой товаров и транспортных средств не оформляется. После импортной таможенной очистки доставка от аэропорта или порта до конечного пункта (например, склада) получателя осуществляется без таможенного контроля;

при вывозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ до фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Комментарий. Если отправитель в РФ будет производить экс­портную таможенную очистку в каком – либо пункте пересечения та­моженной границы РФ (в аэропорте, порту), а не в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до этого пункта осуществляется без таможенного контроля. Если отправитель производит экспортную таможенную очистку в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до пункта пересечения таможенной границы РФ происходит под таможенным контролем.

Примеры схем доставки под таможенным контролем при ввозе:

– отправка товара автогрузовым транспортом из страны – экспортера в Россию <=> пересечение таможенной территории РФ в по­граничном пункте, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) => => доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем по территории РФ <=> таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводитель­ными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером;

– отгрузка товара из аэропорта страны отправления в Россию <=> => пересечение таможенной территории РФ в российском аэро­порту (транзит через российский аэропорт), заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) <=> доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем из российского аэропорта & таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером.

Пример схемы доставки под таможенным контролем при вывозе:

– экспортная таможенная очистка отправителем или его тамо­женным брокером в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 и и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами дли последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 й и 3 – й листы передаются перевозчику) ^ доставка автогруаовым транспортом под таможенным контролем до россий) КОГО аэропорта <=> пересечение таможенной территории РФ в рои и иском аэропорту (перевозчик передает 2 – й и 3 – й ЛИСТЫ ДКД С приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган в пункте пересечения таможенной границы РФ (■ аэропорту); затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенным органом, а 3 – й лист возвращается перевозчику <=> отгрута твара из аэропорта, из России.

ДКД представляет собой документ установленного образца, утвержденный таможенными органами. ДКД может составляться любым заинтересованным лицом, но на практике заполняется, как правило, таможенным брокером, экспедитором. В качестве ДКД таможенными органами может также использоваться для контроля книжка МДП или дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации.

Доставка под таможенным контролем осуществляется по процедуре ДТ1 при доставке товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске свободного обращения, и по процедуре ДТ2 – при доставке товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске для свободного обращения. По процедуре ДТ1 таможенный орган отправления вправе принять решение о таможенном сопровождении (сопровождении товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов должностными лицами таможенных органов) или перевозке товаров таможенным перевозчиком.