Куда надо поступать чтобы стать таможенником. Чем интересна профессия таможенник? Плюсы и минусы профессии

tamozenniza
Евгения (имя изменено)

В прошлом году, после более чем четырехлетней службы в таможне, я ушла. Надоело. Образование у меня высшее экономическое, не РТА. Во Пскове с работой вообще так себе, а мнение, что работать в таможне здорово, бытует и по сей день. Я претендовала на вакансию старшего таможенного инспектора и оказалась самой «фартовой»: людей с «улицы» тогда очень тяжело брали, со мной пробовалась пробиться в таможню девушка, у которой это была уже шестая попытка. В тот раз её взяли.

На приём документов отводится 21 день, я подавала их к концу этого срока – оканчивала университет, и диплом должны были вот-вот выдать. В июне я подала документы, а в августе со мной заключили контракт. Главное, чтобы образование было высшим, необязательно полученным в РТА. А вообще при подаче документов нужно столько справок! Когда я увидела этот список… Ну безумие.

После приема документов начинаются этапы конкурса. Параллельно проводится проверка внутренней службой безопасности таможни.

Первый этап − психолог. Сдаешь огромный тест, в нем порядка 600 вопросов на знание русского языка, но больше – на общий психологический портрет. По тесту составляется шкала, и там уже из неё что-то становится ясно: какие качества у человека ярко выражены, какие – меньше. Отбираются подходящие психологически кандидаты.

Например, человек с лидерскими качествами на должности таможенного инспектора таможне не нужен.

Потом назначается день проведения другого этапа. То, что должно отскакивать от зубов, – Таможенный кодекс, 311 ФЗ, 273 ФЗ – на противодействие коррупции обязательно, ещё 79 ФЗ. На самом деле, очень много всего нужно учить, очень.

Всех запускают в большой зал, дают элементарный тест из примерно 20-ти вопросов. Пишешь, сдаешь, выходишь. И потом начинается поочередный вызов человека к комиссии. Там около 9-12 членов. Заходишь, представляешься, тебе задают вопросы на знание законодательства. Результаты появляются через неделю-две. Приходит письмо, которое сообщает, прошёл ты конкурс или нет. Если прошёл – с тобой заключают контракт.

Три месяца длится испытательный срок, после него ты полноценный работник – тебе дают первые погончики, звёздочки.

Сейчас очень многие увольняются, вакансии появляются. Я не знаю, как у тех, кто работает в конторе 5 через 2, но на посту очень тяжело. Нагрузка бешеная – и физически, и психологически. Когда мы работали сутками – куда ни шло, собираешь волю в кулак, сутки отбомбил и три дня ты дома. А потом когда сделали график день/ночь/отсыпной/выходной, мы вообще перестали жизнь видеть.

У нас на посту было как минимум 3-4 человека, которые окончили РТА. Последняя девочка, которая туда попала с образованием академии, проходила через конкурс – распределение уже отменили.

Ни зарплаты, ни что другое у тех, кто попал в таможню по распределению, и у тех, кто пришёл со стороны, не отличаются.

Выпускники РТА, не скажу, что были разочарованы, но удивлялись: потратили столько лет на профильное образование, но не имеют никаких привилегий по сравнению с остальными, получившими непрофильное, как я.

Первые 1,5 года моя работа мне нравилась безумно – форма, и вот это: «Ты где работаешь?», а ты так горделиво: «В таможне». Потом розовые очки спали.

Какую у нас указывают среднестатистическую зарплату в таможне? Минимум я видела – 35 тысяч. Так вот оклад обычного инспектора по всей России – 17 тыс. с чем-то. Это чистыми, т.е. около 20 тыс. минус подоходный налог. Плюс квартальные премии и плюс в конце года бывают экономии. Это деньги, на которые мне надо жить, я больше не студентка, мне не помогут родители.

И вот у меня практически не было времени, тяжелая работа, несоразмерная зарплата. Я собиралась с духом, чтобы уйти, очень долго. Это система, она очень засасывает, и когда увольняешься, сослуживцы смотрят на тебя, как на сумасшедшего: «Как?!».

Я надеялась, что что-то изменится, но всё становилось только хуже: денег меньше, работы больше. Законодательство меняется. От нас требуют большей скорости работы, но при этом усложняют оформление. То есть нововведения нерациональны, на мой взгляд. Появилась сильная тенденция замечаний: если на тебя накладывают замечание, то ты лишаешься премии. И если раньше замечания выносились за действительно серьезные вещи, то со временем их стали накладывать даже за неправильно введенную букву с паспорта, хотя эта ошибка ни на что не влияет: ты все равно будешь сравнивать данные паспорта с базой, и поймешь, что имелась в виду не русская «В», а латинская «B».

В последнее время многие в Псковской таможне не получали премию из-за наложенных замечаний. И если раньше ещё хотя бы перед выдачей премии их снимали и не лишали людей денег, то сейчас эта тенденция практически свелась к нулю. Так инспектор может работать год без премии, на голом окладе в 17 тыс. рублей.

liso1
Олег (имя изменено)

Я окончил РТА в 2015 году. Два раза пытался устроиться в Балтийскую таможню – доходил до конкурса, но оба безуспешно. Говорят, что в Пулковскую таможню попасть значительно проще, чем в Балтийскую.

Распределение убрали в 2014 году, и даже те, кто учился на целевом (когда государство платит за твое образование с тем условием, что ты пойдешь на предложенное тебе в последствии место – прим. ред.), не попали на службу. У меня в группе трое учились на платном, включая меня, трое – на бюджете, и ещё 7 – на целевом. В итоге никто из нас не работает в таможне.

Без опыта работы можно претендовать либо на должность государственного таможенного инспектора, либо на должность старшего государственного таможенного инспектора. Зарплата где-то 19-25 тысяч рублей, не считая премий и 13-ой зарплаты.

Когда объявляют конкурс на замещение вакантной должности, сперва подаешь документы, потом проходишь психолога. А затем ждёшь почти полгода, пока начнется следующий этап – собеседование с тестом. Не знаю, почему так долго – документы они проверяют или что.

Дальнейший тест несложный – проверяют знание Конституции, русского языка, уровень владения ПК. Кстати, почему-то писали на листочках, хотя должны были на компьютере. На самом собеседовании задавали вопросы по Конституции и важным для службы федеральным законам. Ну и конечно о том, почему хочешь служить в таможенных органах.

В одном случае за пару недель до конкурса от знакомых я узнал, что успешный кандидат на должность, на которую я претендовал, уже определен.

Этот человек и получил в итоге контракт.

Бывает так, что информацию о конкурсе не выкладывают на сайт, и в нем принимают участие два человека – формально этого достаточно. Один из них уже и так работает в таможне – его привлекают для числа. Оба пишут тест, а от собеседования тот, который уже работает, отказывается, и конкурс выигрывает единственный претендент.

Главная проблема в том, что самих конкурсов очень мало. Ежегодно РТА выпускает порядка 500 человек, а вакансий за год появляется штук 50 для тех, у кого нет опыта. Вот и считайте, насколько реально устроиться в таможню и стоит ли получать профильное образование. Я отдал за учебу 400 тыс. рублей, а мог бы пойти на физический факультет, на бюджет.

Главной мотивацией у большинства поступивших со мной было распределение, но его отменили за полгода до нашего выпуска. Плюс, конечно, гарантия стабильности: ведь это госструктура, а она не закроется.

liso
Денис (имя изменено)

Я окончил РТА в 2015 году. Под распределение, понятно, уже не попал. Получил диплом и задумался, как бы мне устроиться в таможенную службу Российской Федерации. Я стал наводить справки на это счёт и узнал, что в любом случае мне нужна была армия – военный билет с пометкой о негодности либо о прохождении службы. Второе, что было минусом, – заработная плата. Зарплата специалиста первого разряда гражданской государственной службы там, куда я хотел – правовой отдел Балтийской таможни, – 16 тыс. рублей. Балтийская таможня тогда, да и сейчас, переживала не лучшие времена. И все, с кем я общался на эту тему, говорили: «Не стоит сюда идти». Я не дошёл до конкурса, потому что остановился на этапе подачи документов: армия и зарплата.

Когда я поступал в РТА, требования насчет армии не было. Но потом законодательство в части воинской повинности стало меняться, людей начали забирать в армию прямо с рабочих мест.

Я узнавал насчет правоохранительного блока таможни – хотел попытаться пойти на погоны, но, во-первых, не было ни одной вакансии (впрочем как и сейчас), и во-вторых, в неформальной беседе знакомый рассказал, что «просто так» туда не попасть – либо по большому знакомству, либо по большим заслугам, скажем так. После этого я оставил попытки устроиться на службу в таможне.

Мне предлагали по знакомству устроиться в таможню в другом регионе России, но я отказался, потому что это не столица. Ну и зарплата, конечно, зарплата.

Никто из моих одногруппников, насколько мне известно, не работает в таможенных органах.

Я работаю в околотаможенной сфере и могу сказать, что образование академии дало мне много полезного. По крайней мере, я научился общаться с государственными органами. Допустим, на первом курсе я боялся, скажем, любого патрульно-постового полицейского. А сейчас по работе приходится общаться и с майорами, и с полковниками. Не такие уж они страшные люди. Я научился искусству переговоров – преподаватели академии так или иначе работали в госорганах, и договориться с ними об экзамене было намного сложнее, чем уговорить какое-либо должностное лицо совершить какое-то действие.

Получается, на вольных хлебах намного выгоднее, чем на службе. К тому же госслужба сильно обременяет – нельзя иметь крупной собственности (а хотелось бы в будущем), серьезного бизнеса, очень сложно подтверждать свои доходы и тем более расходы. Наблюдаю за своими родителями, которые тоже на госслужбе, но другого рода – для них это постоянно истерика.

Сложно ли устроиться на работу в таможенные органы? Обязательно ли для этого получить образование в Российской таможенной академии или иметь протекцию от дяди в погонах? Мы поговорили с тремя людьми, двое из которых закончили РТА, об их попытке трудоустройства в таможню. По иронии судьбы, девушка, получившая место в Псковской таможне, РТА не оканчивала, а два выпускника академии так и не смогли попасть в вожделенную Балтийскую таможню.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса -

Сфера таможенной службы является одной из главенствующих в развитии современного государства. Через нее осуществляется доскональный досмотр и четкий контроль над тем, что поступает на территорию страны и, соответственно, выходит из нее.

Данная исполнительная система занимается борьбой с контрабандистами и иными группировками, которые планируют нелегальный вывоз товаров за границу, а также отслеживают «нежелательный» импорт, способные подорвать экономическую ситуацию страны. Борьба с наркотиками также является основополагающей средой данной сферы деятельности.

Таможенники – это люди, которые с долгом и честью выполняют вверенную им работу на таможне. Обычно люди воспринимают представителей данной профессии достаточно враждебно и неблагосклонно к ним относятся из-за доскональности и придирчивости специфичности их работы. Так сколько зарабатывают на таможне? Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть эту сферу более детально.

Работа и обязанности таможенника

Человек, работающий в таможенной службе, должен быть готов к постоянным негативным эмоциям со стороны жителей, к ненормированному распорядку дня и внештатным ситуациям. Они не имеют права на ошибку, иначе это может закончиться крайне плачевно.

Служба таможни напрямую работает от государственного аппарата и подчиняется ему. В обязанности сотрудников данной профессии входят:

  • контролирование специфики внешней торговли;
  • наблюдение за импортом крупных денежных средств и их зачисления на банковские счета;
  • расследование по случаю нарушения правил таможни;
  • ведение и заполнение документов;
  • контроль на контрольно-пропускном пункте;
  • тщательный осмотр вещей, провозимых на территории аэропортов, вокзалов и т.д.
  • ведение учета товара, полученного путем конфискации;
  • работа по обнаружению запрещенных товаров;
  • работа по обнаружению контрабанды;
  • работа по устранению правонарушений в области таможенного права.

По своей сути эта профессия является очень благородной, потому что идет на служение людям и направлена на безопасность всего государства. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом нужно обладать разносторонними знаниями в различных областях: психология, кинология, юриспруденция. Знание общепринятого иностранного языка (английского) является обязательным условием для работы в таможне.

Обучение по профессии

Также, чтобы работать таможенником, нужно получить высшее образование по направлению «Таможенное дело» в специализированном учреждении или каком-либо другом, которое было аккредитовано под эту отрасль. Для того, чтобы поступить по этой направленности, нужно сдать ЕГЭ по обществознанию и русскому языку, а также сдать внутренний экзамен по физической культуре.

Обучение длится по системе специалитета, бакалавриата и магистратуры. Также на обучение в сферу таможни можно уйти после девятого класса, поступив в таможенный колледж. После него проще поступить в высшее учебное заведение по этому профилю, пройдя соответствующие подготовительные курсы.

Для работы в данной сфере необходимо обладать такими качествами, как:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение выходить из форс-мажорных и иных нестандартных ситуаций;
  • пунктуальность;
  • развитая интуиция;
  • осторожность;
  • хорошая реакция;
  • толерантность;
  • способность усваивать большое количество информации.

Существует ряд положений, когда служба в таможне гражданам противопоказана. Нельзя работать при наличии:

  • психических и неврологических заболеваний;
  • алкогольной и наркотической зависимости;
  • судимости.

От чего зависит заработная плата

Заработная плата таможенника состоит из окладной и премиальной частей. Окладная часть всегда фиксированная и начисляется по двум пунктам – оклад по должности и оклад по званию.

А вот премиальная начисляется при помощи надбавок и выплат, которые зависят от характера работы. Например, государственная тайна «особой важности» дает надбавку к окладу в размере 75%, сведения «совершенно секретно» — 50%, сведения «секретно» при разрешении заполнения документов – 15%, а сведения «секретно» без доступа – 10% к окладу.

Также надбавки могут начисляться исходя из места прохождения службы – труднодоступные районы страны, территория Крайнего Севера и т.д., которые дают повышающие коэффициенты при расчете заработка. Ежемесячно сотрудники службы таможни получают определенный паек. Если по какой-то причине этого не происходит, то паек переводится в соответствующий денежный эквивалент и начисляется вместе с зарплатой.

Каждый сотрудник таможни может раз в год подать заявление на материальную помощь, сумма которой варьируется от ситуации, но не может быть больше двух месячных окладов.

Сотрудники таможни могут уйти на досрочную пенсию по выслуге лет. Существуют надбавки к отпуску для специалистов данной сферы, который составляет 28 календарных дней. При выслуге 10 лет надбавка к отпуску составляет 5 календарных дней, за 15 лет – календарных 10, а от 20 лет – 15 календарных дней.

Заработная плата в России

В среднем по Российской Федерации зарплата таможенника составляет 33 тысячи рублей за проработанный месяц. Но в разных регионах страны сумма заработка колеблется от большего к меньшему, и наоборот.

  • В Москве начинающий сотрудник таможни может рассчитывать на 30 тысяч рублей . Более опытные представители данной профессии в месяц получают от 45 тысяч рублей и выше.
  • В Санкт-Петербурге таможенник получает практически так же, как и в столице – 40 тысяч рублей . Начинающий специалист зарабатывает от 20 тысяч рублей за месяц.
  • В менее крупных городах доход представителя таможенной службы составляет около 25 тысяч рублей . С конца 2017 года служба государственного аппарата планирует поднять зарплату сотрудников сферы таможни на 20%.

Зарплаты в других странах

За границей дела с доходом у таможенников обстоят лучше, чем в России.

В США

На территории Соединенных штатов представители данной сферы деятельности на начальном этапе (квалификация GS-5) получают окладом около 40 тысяч долларов в год . Сотрудники, которые имеют повышенный уровень квалификации GS-12, зарабатывают 110 тысяч долларов в год.

К данному заработку еще начисляются сверхурочные (до 45 тысяч долларов в год), премии и иные выплаты, которые могут выплачиваться за тяжелые условия работы. Каждый год сотрудник имеет право повышать свою квалификацию посредством прохождения определенного теста.

В Германии

В Германии таможенник на протяжении первых трех лет службы зарабатывает чуть больше 1100 евро в месяц . Потом доход повышается до 2500 евро, при наличии квалификации – А9, заработок сотрудника таможенной службы составляет 3300 евро за проработанный месяц, а при А13 таможенный инспектор может рассчитывать на 5 тысяч евро.

В Украине

На Украине представители данной профессии зарабатывают немного меньше, чем в России. Средний заработок по стране составляет 12-14 тысяч гривен , что в переводе на российские рубли составляет 26-30 тысяч рублей. Стоит отметить, что уровень коррумпированности в стране является завышенным, поэтому по факту уровень заработной платы может превышать средние значения.

Таможенное дело является перспективной средой для любого государства, поэтому в эту область постоянно выделяются средства из бюджета. Государственный аппарат заинтересован в том, чтобы качество таможенного дела было на высшем уровне и постоянно старается мотивировать сотрудников на добросовестную работу.

Таможенник - профессия очень востребованная, особенно в наше время, в период активной глобализации и экономического сближения между всеми странами мира. Само слово «таможня» имеет тюркское происхождение, тамгой когда-то называлось клеймо для обозначения чьей-либо собственности.

История таможенного дела

Первые таможенники появились вместе с возникновением необходимости контролировать пересечение различными товарами границ, разделяющих отдельные государства. Например, на Руси это произошло в XVII веке. Тогда в каждом, даже небольшом городке была как минимум одна таможня, возглавляемая таможенным головою. В подчинении у него было несколько так называемых «целовальников», выполнявших функции, которые сейчас возложены на таможенных инспекторов. Выбирали целовальников из местных жителей. В XVIII веке по инициативе Петра I на таможне были введены новые должности - инспектор и контроллер, а управляющих таможнями стали называть обер-цолнерами.

Профессия "таможенник": плюсы и минусы, которые стоит учесть, поступая учиться

Представители этой профессии предотвращают незаконный ввоз товаров, среди которых иногда бывает даже оружие. Они останавливают контрабанду, таким образом обеспечивая национальную безопасность. Следовательно, таможенник - профессия не только интересная, но еще и очень благородная. Хотя при этом многие люди не уважают таможенников, видя в них врагов, который зациклены лишь на том, чтоб пополнить Такое мнение, конечно же, ошибочное. Таможенник - профессия, которая учит быть патриотом своей страны, очень дисциплинированным человеком, преданным делу и поставленным целям.

Своеобразным плюсом можно считать и то, что человек, имеющий опыт работы на таможне, при желании легко может устроиться на престижные должности на коммерческих предприятиях, поскольку отлично понимает схемы экономической деятельности, разбирается в вопросах экспорта и импорта. Среди минусов профессии таможенника стоит отметить сравнительно низкий уровень оплаты труда, хотя при этом социальная защищенность сотрудников таможни гарантирована государством, а также то, что работать иногда приходится не в очень комфортных условиях, невзирая ни на лютый холод, ни на невыносимую жару.

Почему выбирают эту профессию?

Отвечая самому себе на вопрос: "Почему я выбрал профессию таможенника?", многие говорят, что эта профессия очень важна и нужна обществу. Сотрудники таможни приносят государству гораздо больше пользы, чем многие другие популярные сейчас профессии. Террористы, наркотики, оружие, запрещенные к ввозу товары и просто товары низкого качества, - эти и многие другие напасти обрушились бы на страну, если бы не добросовестность и ответственность сотрудников таможни. Таможенник - профессия, которая требует знаний и навыков юриста, психолога, силовика, кинолога, лингвиста. Поэтому, поступив учиться на факультет таможенного дела, человек делает правильный выбор, ведь при ответственном отношении к учебе он обязательно станет разностороннее образованным специалистом.

Профессия таможенник как популярна и престижна, так же сложна и ответственна.
Все страны имеют свою таможню, где работают специалисты, обеспечивающие порядок доставки и вывоза (ввоза) грузов и транспортных средств через рубеж. Сотрудники таможни зачастую решают финансовые вопросы по взиманию платежей, и занимаются таможенным оформлением.

Какова социальная значимость профессии таможенник?

В процессе экономического развития общества возникла необходимость контролировать товары, которые пересекают рубеж страны в любых направлениях. Для этого стали устанавливать правила ввоза (вывоза) товаров и взимать таможенные платежи за их перемещение. Невзирая на то, что большинство людей считает офицеров таможни своими врагами, никто и не думает упразднить эту необходимую всем профессию. Кроме того, что таможенная служба пополняет государственный бюджет за счет платежей, она предотвращает ввоз товаров незаконным путем, обеспечивая при этом национальную безопасность и минимизируя угрозу терроризма.

Необходимо отметить, что профессия таможенник — достаточно сложная и многогранная. Главная задача таможенников — обеспечить экономическую госбезопасность, создать условия для успешного развития экономики государства. Они служат надежной преградой для правонарушителей, в том числе контрабандистов, перевозящих наркотические средства, оружие, валюту и различные культурные ценности. Борьба с хитрыми и изворотливыми нарушителями требует от таможенников огромных умений и опыта.

Сотрудниками таможенной службы активно используются в работе всевозможные тех.средства, позволяющие контролировать почтовые отправления, ручную кладь, упаковки с грузом, а также транспорт.

Основные качества людей с профессией таможенник

Таможенным делом должны заниматься честные, ответственные и скрупулезно выполняющие свои обязанности специалисты.

Главные требования, которые предъявляются к таможенникам — трудолюбие, грамотность, аналитический ум, знание иностранных языков и отменное здоровье. В дополнение к этим личным качествам можно отнести: высокую концентрацию, внимательность, хорошую память, быстрая реакция, наблюдательность, дисциплинированность, хорошая интуиция и умение разбираться в людях.

Настоящим таможенником можно считать и переводчика, и программиста, и психолога, и юриста, и экономиста, и криминалиста. Все служащие на начальном этапе службы в таможне в обязательном порядке обучаются в Институте повышения квалификации и проходят переподготовку кадров. А с течением времени к ним приходит опыт (таможенное чутьё).

Мы решили выложить эту полезную статью для всеобщего обозрения. Думаю, многим поможет узнать и понять вещи. За + к репутации - спасибо.

КАК РАБОТАЕТ ТАМОЖНЯ

О том, как происходит контроль посылок на таможне, раньше мы могли только догадываться. Нередко на таможне пропадают наши вещи, задерживаются посылки и в целом работа таможенников часто вызывает кучу вопросов. Мы, как среднестатистические граждане, являемся только лишь пользователями таможенных услуг и доступа к информации о работе таможни не имеем. Однако теперь все по-другому. Завеса тайны приоткрыта благодаря анонимному источнику, имеющему непосредственное отношение к работе таможенного терминала. Насколько доверять следующей информации решаете только вы. Однако «нет дыма без огня». И хотя бы для общих знаний эту статью интересно прочитать каждому.
Конкретный адрес таможни, на которой работает анонимный инспектор, останется в тайне, но организация работы, о которой он рассказал, типична для всех главных отделений таможни России, Украины и Белоруссии. Вот, что стало известно благодаря откровениям таможенного инспектора, работающего в одном из главных отделений таможенной системы.

Структура таможни

Функционирование таможни (насколько успешное, судить вам) обеспечено благодаря ее строению. Состоит она из четырех цехов, каждый из которых имеет свою специфику работы и свой вид посылок.
Первый цех – цех ЕМS. В нем проверяются посылки, доставленные импортом от экспресс-перевозчика ЕМS. Отдельно в следующем цеху проходят контроль посылки, импортируемые с разных стран. В третьем цеху находятся экспорт-участки, где посылки ЕМS переносят в «шарик», а остальные выпускают в другом месте таможни. В четвертом цеху обрабатываются посылки самых маленьких размеров, то есть мелкие пакеты. Обычно это письма и различная документация. Но, несмотря на то, что посылки небольшие, сама площадь цеха имеет внушительные размеры, т.к. количество «мелких посылок» очень большое. Так, например, за смену из этого цеха может выпускаться до 10 тысяч отправлений.
Конверты с письмами, как и остальные посылки, также в обязательном порядке подвергаются таможенному осмотру. Делается это потому, что в них очень часто пересылается не только бумага, но и веществаи. Организация работы цеха мелких пакетов отличается от остальных цехов тем, что конверты и пакеты отдельно не выпускаются. Они с помощью конвейерной ленты проходят через рентген. Если в конверте или пакете не обнаружено ничего запрещенного, посылка на таможне не задерживается.

Рабочие условия, график и зарплата таможенников

Деятельность таможенников протекает в две смены: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. Таможня проводит контроль круглосуточно, не прекращая своей работы. В главных отделениях в смене задействовано около 20 человек и это при том, что теоретически данное количество сотрудников не может справляться с объемами работы. Поэтому к ним на помощь из областных отделений командируются другие инспекторы. За это те получают надбавку – 10-15$, что, конечно же, не вызывает особого вдохновения на работу. Недовольны приездом своих коллег и инспектора с главных отделений. Сил на обучение новых сотрудников, чьи командировки длятся всего месяц, они тратят много, а материально их старания не возмещаются. Точнее возмещаются, но смешной суммой.
Инспектора утверждают, что могут сами справляться с большими объемами работы, только хотят за это достойное финансовое вознаграждение. И на самом деле эффективная работа инспекторов является вполне возможной. Ведь норма одного таможенного инспектора – выпустить за смену 200 посылок. Но, по словам таможенников, эта норма вполне выполнима и даже перевыполнима. Ее они могут выполнить за полдня. Но понятно, что ни у кого нет желания работать больше положенного, если за это не доплачивают.
Перед государством должен возникнуть вопрос: что делать в сложившейся ситуации – платить больше или переписать нормы выпуска за смену? Но этот вопрос до сих пор так и не возникнул, поэтому остается надеяться только на трудолюбие таможенников, которые будут выполнять контроль такого количества посылок, какое объективно возможно. К слову, как утверждает анонимный источник, таможенники так и делают. Они заинтересованы в большой плодотворности своей работы не меньше, чем обычные граждане. Поэтому фактическая норма выпуска за смену составляет около 300-350 посылок.
В цехе EMS работает от 4 до 8 человек в смену. За это время они успевают выпустить 1200–1300 посылок. Конечно же, поступает отправлений намного больше.
Как стало известно, официальная зарплата таможенного инспектора составляет 150$. Но к ней еще добавляются премии и надбавки. Они насчитываются всегда, кроме случаев, когда сотрудник находился в больничном отпуске. Таким образом, выходит, что зарплаты таможенных инспекторов следующие. Обычный инспектор получает 500$, старший – 700$ и главный – 850$. Кроме того, инспекторы получают и отпускные. Их количество насчитывается в зависимости от стажа работы. Рентгенологам, поскольку они занимаются вредной работой, положено дополнительный 20-дневный отпуск. Но и это не все приятные бонусы. Существуют также праздничные и квартальные премии. Они достигают 300$.
У операторов таможенного контроля зарплата насчитывается в зависимости от количества отработанных смен. Операторы в основном работают сутки на сутки и это очень трудный график. Отдыха, как такового нет, потому что свободный день уходит на сон и на дорогу туда-обратно. За свою работу в таком режиме операторы получают около 900$.
У грузчиков график еще труднее. Если честно, то вообще не понятно, как они могут так работать. Их смена составляет 36 часов! А выходные и того меньше – 12-24 часа! Говорят, что грузчики не жалуются, т.к. они вообще работают нелегально. Якобы многие из них даже не имеют паспортов и регистрации и живут прямо на таможне, почти не выходя на улицу. Отношение к этим сотрудникам в принципе нормальное, хотя по большому счету многие их даже не считают за людей, относясь к ним как к рабочему инструменту. Грузчиков на таможне работает около 150-200 человек, их зарплата составляет не больше 300$.
К слову, на таможне еще есть и администрация, но этих людей почти никто не видит и они для большинства сотрудников остаются неизвестными.
На таможнях существуют специальные курсы повышения квалификации, например, обучение на рентгенолога. Для получения той или иной должности сотрудники таможни сдают экзамен.
Что касается рабочих условий, то можно сказать, что они являются удовлетворительными. Единственная проблема существует с Wi-Fi, потому что компьютеров с доступом в интернет на таможне очень мало. Иногда для того, чтобы узнать какую-либо информацию сотруднику приходится идти к компьютеру через весь цех, размеры которого, конечно же, огромные. На такой «поход» уходит немало времени, а посылки тем часом застаиваются.

Дисциплина работников таможни

Организация работы таможенников и их дисциплина имеют высокий уровень. Здесь работают не по доверию, а по четкому контролю. По окончанию смены на выходе из цеха собирается большое число работников, ожидающих свою очередь на досмотр. Но кроме ежесменного контроля, операторы и грузчики досматриваются при каждом выходе из цеха! Осмотром занимается служба охраны, используя для этого металлодетектор. Иногда при досмотре присутствует сотрудник службы безопасности отделения. Возможность сговора между работниками и службой охраны исключена, потому что охранники регулярно меняются. Кроме того, в каждом цехе имеются видеокамеры с широким охватом территории. Если сотрудник был пойман на краже или каком-либо другом нарушении, к нему принимаются самые строгие меры. Вполне вероятна и уголовная ответственность.
Но, тем не менее, на свой страх и риск, работники таможни все-таки пытаются воровать. Операторы контролируют инспекторов, и могут попросить их пропустить «слишком легкие» посылки. И это происходит довольно часто – посылка только пришла, а уже пустая.
Воруют и грузчики. Они попадаются на кражах чаще остальных сотрудников. В основном, они «берут» себе ценные вложения небольших размеров: телефоны последних марок, дорогие зажигалки и пр.
Операторы также бывают замеченными в воровстве. В общем, играть по своим личным правилам хотят многие. Однако, что касается инспекторов, то они ни разу не были пойманы на краже – ни посылок, ни вложений.

Как происходит контроль посылок

Если инспектор обнаружил в посылке запрещенный груз, то о нем посылается уведомление или его отправляют обратно. Но ни в коем случае он не выбрасывается. Если же в посылке найдены веществаи, то на таможню вызывается ОБКН.
Что интересно, это то, что для каждой страны можно выделить свою специфику товара, то есть то, что потребителями заказывается оттуда чаще всего. И вот основные торговые направления, которые можно выделить.
США . Штаты посылают нам самый разнообразный товар, начиная от самого популярного: одежды, электроники, косметики, заканчивая товарами для дома и другими бытовыми вещами. Из США приходит все, кроме веществаов. Американские посылки, как правило, выпускаются достаточно оперативно. Инспекторы редко их досматривают. В основном они изучают вложение с помощью декларации.
Германия . Немцы шлют нам посылки с вложениями, которые не отличаются богатыми ассортиментом. Самый распространенный груз оттуда – электроника. Также присылают и личные вещи. Нередко происходит задержка посылок на таможне именно из Германии. Это из-за того, что часто возникают проблемы с переводом немецкого языка. Таможенники вынуждены пользоваться словарями или переводчиками. Также сложности возникают с декларациями, которые очень часто заполняются вручную. Бывает и такое, что посылка проходит таможню с копией декларации, а это, конечно же, влияет на процесс контроля, замедляя его скорость.
Великобритания . Эта страна особо не удивляет своим товаром, который, впрочем, приходит самый разнообразный. Ассортимент таков: одежда, обувь, электроника. Валюта, которая указывается в декларации – фунт стерлингов.
Япония . На фоне остальных стран Япония «радует» таможенников не только вложениями – документами, дисками, сладостями, одеждой, но и декларациями и инвойсами. Как правило, они доставляют работникам таможни немало хлопот. Большое количество посылок, которые доставлены из Японии, адресуются юридическим лицам.
Тайвань . Из Тайвани почти каждая таможня, в том числе таможня России и таможня Украины, получает посылки с электроникой. Но не обходится и без «сюрпризов» – попадаются и веществаи. Однако лидирует по поставке веществаов совсем другая страна. Это Китай.
Китай . На Китай приходится 90% наркотрафика. Именно поэтому посылки, доставленные на таможню из Китая, проходят рентген в 99% случаев. Большинство посылок досматривается. По словам кинологов, в последнее время все больше участились случаи обнаружения сильнодействующего веществаа (изготовленного в Китае), нюхнув которое человек умирает буквально через три дня. Якобы китайцы таким образом хотят уменьшить количество наших людей.
Кроме веществаов, из Китая приходит также много других вещей. И получатели возмущаются, почему задержали посылку на таможне именно из Китая. Теперь возможно, что граждане, ожидающие китайскую посылку и зная о проблемах, связанных с веществаами, будут немного терпимее.
И если уж продолжать тему о веществаах, то отметим, что веществаи на таможне обнаруживают достаточно часто. Так, например, за смену однажды было выявлено семь посылок с наркотическими веществами. О некоторых посылках с веществаами ОБКН известно заранее и работники этой службы могут следить за перемещением посылки еще с другой страны. У ОБКН нет определенной и постоянно повторяющейся схемы действий, каждый раз они могут действовать по-новому. Например, некоторые посылки они задерживают сразу, другие же могут пускать дальше и следить за их продвижением.
Италия . Страна-сапог на таможне известна как поставщик одежды. Вложения практически каждой посылки составляют именно вещи для гардероба. Из них 98% – это ассортимент онлайн-магазина «Yoox». Конфискация паллета с итальянскими отправлениями больше всего обрадует таможенного инспектора. И если вы получили уведомление о своей итальянской посылке, то, скорее всего, ее стоимость превысила допустимую таможенную стоимость вашей страны. Для России и Казахстана это 1000 евро, для Украины – 300 евро, а для Белоруссии эта стоимость составляет всего 60 евро.
Нужно отметить, что в стоимость посылки не входит доставка. Учитывается только стоимость вложения. Чтобы выявить пользователей, неоднократно превышающих допустимую таможенную стоимость, работники таможни пользуются данными ПР. Своей базы данных у них нет. Если вы хотите, чтобы вашу посылку пропустили, но при этом занижаете ее стоимость, то хотя бы делайте это правдоподобно. Шансы есть. Но если уж вы перегнете палку, и инспектор вскроет вашу посылку, в которой обнаружится инвойс с реальной стоимостью... ожидайте уведомление.

Досмотр вложений

Как только посылка оказывается на таможне, инспектор имеет право на ее вскрытие и осмотр, даже если теоретически в ней нет опасных или запрещенных вложений. Вскрытием и обратной упаковкой занимается оператор, в обязанности инспектора входит только досмотр. По возможности оператор старается упаковать посылку так, чтобы к ней вернулся первоначальный вид. Обязательным требованием к оператору является сохранение целостности и невредимости вложений, а также обеспечение безопасности дальнейшей транспортировки. Словом, посылка и ее содержимое должны дойти до получателя без каких-либо повреждений. Когда курьер приносит посылку, получателю рекомендуется не расписываться о ее получении до того, как он внимательно ее не осмотрит.
Если посылка пришла к вам поврежденной, как можно узнать о том, кто в этом виноват – таможня или перевозчик? Все достаточно просто. У таможенных инспекторов существует два вида обозначений, а точнее цветной скотч. Его цвет и является определителем. Если посылка обклеена красным скотчем, это означает, что она досматривалась на таможне. Если же вы обнаружили зеленый скотч и к тому же посылка повреждена, это значит, что виноват перевозчик и таможенники ее не трогали. Прозрачным скотчем инспекторы не пользуются, поэтому если вы обнаружили его на посылке, это говорит о том, что его, скорее всего, наклеил отправитель, переживающий за сохранность вложения.
Очень часто можно услышать вопрос: если в полученной посылке обнаружено небольшое отверстие, в которое даже рука не пролезет, и при этом все содержимое на месте, можно ли считать, что посылку досматривали внутри? Ответ на этот вопрос – если на посылке нет красного скотча, то на таможне посылка не досматривалась. Но на такой посылке должен быть зеленый скотч, а также должен прилагаться акт о повреждениях и о возможной разнице в весе (подавательском и фактическом).
Посылки, отправляемые на экспорт, просвечиваются на таможне всегда. Проверяется каждая посылка.​

Запрещенные вложения

Самым известным запрещенным вложением является оружие. И посылки с ним, конечно же, в большинстве случаев, будут отправляться «на уведомление». Детали оружия также являются запрещенными для перевозки. Однако и оружие, и детали к нему бывают разными, как и отношение к ним инспекторов. Некоторые инспекторы без разбора останавливают посылки с запрещенными на первый взгляд вложениями, другие же обращают внимание на происхождение и предназначение оружия (или его деталей). Так, например, прицел может быть для снайперской винтовки, а может быть и для охотничьего оружия. Если инспектор видит, что оружие или деталь к нему не является опасной, то он, как правило, пропускает посылку. Но некоторые инспектора, не желая разбираться – что и зачем, просто останавливают подобные посылки. И они имеют на это право, потому что по большому счету инспектор не может разбираться во всех видах вложений, для этого он пользуется экспертизой, фитоконтролем и пр. Посылка тем более отправляется на уведомление, если происхождение вложения вызывает сомнение, например, если на нем отсутствует заводская упаковка, маркировка и если статус посылки определить сложно.
Но если инспектор совсем уж не может отличить обыкновенную игрушку от опасного груза, и останавливает вашу посылку или, еще «лучше», отправляет обратно, пишите жалобу на такого инспектора. Его должны наказать, а посылку выслать вам.
Останавливают на таможне и отправляют «на уведомление» посылки с посудой и другими вещами из вермахта. Получатель должен индивидуально объяснить статус посылки.
Если вы собираетесь получить посылку, в которой содержится коробка с сигарами, то будьте уверены, что инспекторы обратят внимание и на размер коробки, и на ее внешний вид. Как бы вы не старались перехитрить таможенников – вам это, скорее всего не удастся. Ни заполнение декларации ложным вложением, ни тем более, честным, не спасет вашу посылку от рентгена, а вас, соответственно, от уведомления. Посылку вскроют, проведут описание и отправят ее обратно.
О списке запрещенных товаров стоит сказать и то, что в нем нет ни одного упоминания о каких-либо запрещенных брендах. Ну, разве что эти бренды принадлежат запрещенным товарам. Но существует, например, список вещей, которые не могут рассматриваться как товары для личного пользования и это тоже стоит учитывать.
Как только посылка поступила на таможенный контроль инспектору, она проходит рентген-контроль. Если в посылке не выявлено ничего запрещенного, то, в основном, задержек почти не случается. Если же рентген обнаружил в посылке запрещенное вложение или торговую партию, то посылка либо отправляется обратно, либо идет «на уведомление».

Задержка посылок на таможне

Посылка на таможне может провести разное время. Ее могут осмотреть очень быстро, а могут задержать и на 2-3 дня. То, насколько быстро посылка проходит таможню, зависит от многих факторов. Например.
1) Содержание инвойса.
От того, как отправитель заполнил инвойс, зависит скорость работы инспекторов. Например, если в посылке находится 50 пар носков, необязательно в инвойсе писать каждую пару отдельно. Напишите, что в вашей посылке 1 комплект из 50 пар носков. Если он куплен по скидке в каком-нибудь интернет-магазине, еще лучше. Так и напишите. Это усыпит бдительность инспекторов, и они не будут досматривать каждую пару носков. Одним словом, количество товара лучше включать в наименование, а в количестве уже указывать, сколько у вас комплектов. Такое заполнение существенно ускорит время проверки. Даже если у вас, например, 5 разных футболок, но одной марки и одинакового размера, укажите их как комплект, указав, что его одна штука, но в нем содержится пять футболок. Единственное, чего не стоит делать при заполнении декларации это употреблять для названия вложения слово «gift». Посылки с таким вложением отправляют на рентген.
Если вашу посылку остановили по причине того, что приняли ее за товарную партию, то, скорее всего, по сути, она таковой и является. Не заказывайте десять одинаковых сумок, а закажите их несколько и разных. Тогда у вас не будет никаких проблем.
2) Загруженность цеха
На таможне бывают разные ситуации. В том числе и такие, когда количество посылок огромное и работники таможни не справляются со всеми отправлениями. Бывает и такое, что посылка ожидает своей очереди 2-3 дня. Иногда в цеху невозможно пройти – все помещение заполнено паллетами.
При том, что посылка может задержаться на таможне из-за загруженности цеха, потерять посылку в цеху невозможно. Паллеты двигаются по цеху постоянно. Одни отправляют на таможню, другие – на транзит, третьи – на возврат, четвертые – на отправку. Поэтому затеряться где-то в углу и быть незамеченной грузчиками (или операторами) посылка не может.
К слову сказать, трек-номер, которым обеспечивается получатель для отслеживания посылки, выдается перевозчиком. Таможня этим не занимается.
3) Страна-отправитель
Как уже отмечалось выше, каждая страна имеет свою специфику товара. И именно вид вложений, присланных с той или иной страны, влияет на скорость работы инспекторов. То есть, проверяя, например, посылки из Китая, Пакистана, Таиланда, Германии, инспектор работает медленно, потому что тщательно досматривает все вложения. Если проверяются посылки из Италии и США, то работа, конечно же, проходит на порядок быстрее.
4) Работа сотрудников таможни
Грузчики на таможне разные, они обладают разной трудоспособностью и скоростью работы. Особенно их темпы работы заметны в цеху EMS, где им требуется подавать паллеты оператору.
Оператор в одиночку или вместе с грузчиком разбирает паллеты, вынимая из всех посылок декларации, чтобы предать их инспектору. Таким образом, скорость работы всей системы таможни зависит от скорости отдельных ее составляющих, то есть грузчиков, операторов и инспекторов.
В целом подытоживая трудоспособность работы таможни, можно сказать, что она справляется с объемами отправлений. Благодаря желанию инспекторов перевыполнять норму (200 посылок), за смену таможня выпускает до 400 посылок.​

Как отстаивать свои права

Если в вашей посылке не хватает вещей, то можно установить какой инспектор занимался выпуском. На декларации вы можете найти его личную печать. Еще в посылке должен иметься акт фактического вложения с описанием. На этом акте должна стоять подпись инспектора и оператора. Имея на руках доказательства в виде официальной документации, пишите жалобу и ожидайте ответ.
На таможне существует специальная группа, в чьи обязанности входит рассмотрение жалоб граждан. Поэтому пишите жалобу, если вы считаете, что ваши права были нарушены – вашу посылку задержали или испортили (украли) ее содержимое.
В большинстве случаев правда должна остаться за вами, потому что работники таможни заинтересованы в том, чтобы как можно скорее исчерпать конфликт. Но если уж ситуация сложилась совсем неконтролируемая и вы не можете добиться справедливости, пишите жалобу на имя президента. Таможенники этого очень боятся. И если ваша жалоба дойдет по назначению, а действия таможенников будут истолкованы как правонарушение, их уволят согласно действующему законодательству. Знайте, что администрация президента – это наивысшая инстанция, способная влиять на деятельность таможенных служб.
Запомните, самое главное в общении с таможней – не общаться с ней устно. Все ваши переговоры должны проходить в письменном виде – только так вы можете получить какой-либо результат. И будьте уверены, что если сотрудники таможни нарушили свои полномочия, они понесут за это ответственность.