Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской. Богатырские забавы (сценарий спортивного праздника) Конкурсы для детей русские богатыри

Наталья Каминская
Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской»

Цель :привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом .

Задачи : способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Обеспечивать высокую двигательную активность.

Развивать физические качества : быстроту, силу, выносливость.

Расширять представление детей о государственных праздниках , воспитывать любовь к Родине.

Оборудование : 2 каната, 4 круга, 2 кастрюли, муляжи фруктов и овощей, 4 обруча, дуги, сундук, яйцо, свиток, 6 воздушных шаров, 2 стойки.

Герои :

Ведущая, Баба Яга - взрослые;

Три богатыря - мальчики , Василиса Прекрасная – девочка (заранее подготовленные дети)

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Скоро наша страна будет отмечать праздник – День Защитника Отечества.

Все может родная земля ! Накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить свое красотой! И только защитить себя не может.

Давным - давно, на высоком холме, стоял древний город. Окружал его земляной вал , да глубокий ров. С зеленых холмов города, далеко было видно. Видны были широкая река, пахотные земли , да сосновые леса. Без устали разъезжали там богатыри на могучих конях , зорко смотрели : не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском ! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в День Защитника Отечества решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую , про удаль молодецкую.

Звучит запись «Богатырская симфония » А. Бородина, выходит Илья Муромец.

Илья : Я – могучий богатырь !

Больше всех и вверх, и вширь!

Я герой большой картины,

Той, где три богатыря ,

Отгадайте, кто же я!

Вы не видели моих друзей – богатырей ! (ответы детей)

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня : К вам на праздник из былины

Торопились мы не зря!

Алеша : От Князя Владимира послание

Привезли мы вам друзья! (отдает свиток ведущей)

Ведущая : (читает послание) «Горе случилось у нас! Кощей похитил красоту русскую – Василису Прекрасную. Послал я богатырей своих знатных – собрать дружину славную, на смертный бой с Кощеем пойти. Но прежде, испытают вас богатыри на силу , ловкость и смекалку. А коле освободите Василису Прекрасную, да одолеете Кощея Бессмертного, награжу щедро!»

Князь Владимир

Илья : Разудалы, добры молодцы!

Собирайте вы дружины славные,

Да попробуйте вы, силу богатырскую !

Ведущая : а мы две дружины организуем : мальчики – «удальцы» , а папы – «молодцы» . Мальчики – «удальцы» покажите свою силушку богатырскую .

Спортивная композиция «Богатырская наша сила »

(индивидуальный номер с мальчиками)

Ведущая : а теперь, папы «молодцы» , покажут свою силу.

«Конкурс «Кто сильнее?»

(конкурс для пап, за столом, мерятся силой рук)

Добрыня : Что ж, богатыри , внимание,

Второе состязание!

Для начала разомнитесь!

По верёвочки пройдитесь!

Конкурс «Ловкость богатырская »

(пройти по канату с мешочком на голове, участвует команда пап и команда мальчиков)

Алёша Попович : хочу проверить ваш ум, да смекалку!

Ведущая : а вы, девицы, не сидите – добрым молодцам помогите.

Состязание в смекалке

1. Кто из сегодняшних героев – богатырей , имел прозвище «Тихий» ? (Добрыня Никитич) .

2. Кто из богатырей , сам себе ковал оружие? (Илья Муромец) .

3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка) .

4. Как называется головной убор богатырей ? (Шлем) .

5. Главное оружие Соловья разбойника? (Свист) .

6. Кто из богатырей умел играть на гуслях? (Добрыня) .

7. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец? (Кольчуга) .

8. Оружие, для удара по противнику, состоящие из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части? (Булава) .

Ведущая : Ну, что, богатыри , годятся наши воины для вашей дружины? Берите два отряда в свою дружину.

Богатыри : Ладно, хватит развлекаться, в путь пора нам собираться!

Ведущая : Подождите, дайте молодцам передохнуть перед дорогой трудной. Наши девицы – красавицы для вас хоровод заведут.

Хоровод «Матрёшки»

Ведущая : Ну, вот теперь можно дружине в путь отправляться. Стройся за Добрыней и вперёд марш! (под музыку, проходят один круг по залу и останавливаются) . Добрались мы с вами до Огненной реки. А река эта коварная - кто коснётся её воды, тот сразу сгорит. Давайте думать, как на тот берег перебраться.

«Переправа на плотах»

(2 команды, перебираются на противоположную сторону с помощью двух кругов)

В зал влетает Баба Яга на метле.

Баба – Яга : Ох, русским духом пахнет ! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая : Здравствуй, Баба Яга, ты бы нас накормила, напоила, а потом уж и вопросами изводила!

Баба Яга : Да как же я вас всех накормлю? Вас вон сколько а я одна.

Ведущая : Да ты посмотри, сколько помошниц тут сидит (обращает внимание на девочек) .

Баба Яга : А что, они умеют?

Ведущая : Да всё, что положено уметь девочкам, умеют.

Конкурс для девочек «Хорошая хозяйка»

(одна команда варит борщ – отбирают из обруча в кастрюлю овощи, другая команда варит компот – отбирают фрукты)

Баба Яга : И вправду всё делать умеют. Спасибо красавицы, помогли старушке.

Ведущая : Идем, Баба Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из темницы вызволять.

Баба Яга : Ох, соколики мои, боюсь я, и вам не советую, не справиться с Кощеем, не одолеть вам его силой богатырскою . Он вед бессмертный, вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук спрятан и охраняет его сам Змей Горыныч. Ведут к нему две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и трудностями.

Ведущая : Трудностей мы не боимся, показывай короткую дорогу, нам торопиться надо.

Баба Яга : Да вот она дорога – то, ой, проболталась, старая (убегает) .

«Полоса препятствие»

(перепрыгнуть дуги, пролезть в обруч, пройти по гимнастической скамейке)

Перебрались, видят, стоит сундук, а рядом «Змей Горыныч» (стойка, на ней три воздушных шара с нарисованными мордочками) .

Ведущая : Ну, вот мы и добрались до заветного сундука. Посмотрим, что тут?

Победи «Змея Горыныча»

(дротиком, необходимо попасть в шар и проколоть его)

Ведущая (берёт сундук, достаёт яйцо) . А вот и Кощеева смерть, что же надо сделать с этой иглой? (переломить, ломает) Ну вот и всё, Кощея больше нет!

В зал входит Василиса Прекрасная.

Василиса : Спасибо вам, добры молодцы, что спасли меня, Не запятнали честь богатырскую !

Ведущая : Все сегодня удальцы,

Все сегодня молодцы,

Состязались все с задором.

Вы сражались дружно,

Победила дружба!

Награждает Князь Владимир наших пап медалями за участие в нашем празднике , а ребятам дари золотые сладкие монетки.

Давайте, ребята, поздравим пап с праздником и посвятим им песню .

Исполняют песню «Про папу»

Ведущая : Праздник весёлый удался на славу,

И, думаю, всем он пришёлся по праву.

Всем до свиданья, все счастливы будьте,

Здоровы, добры и про нас не забудьте!

Московская область

Серпуховский муниципальный район

Г. Серпухов-15

МОУ «Куриловская гимназия»

Спортивно-игровая программа для ЛОЛ

«Богатырские потешки».

13.06.2012

Подготовили:

Педагог-организатор

Калинина А.И.,

Педагог-организатор

по спортивному направлению

Вислоусова Е.А.

2012 г.

Вед. Ой вы гой еси, красны девицы, да добры молодцы!

Слушайте и глядите! Да не говорите, что слыхом не слыхивали да видом не видывали!

Очень часто за событиями И за сутолокой дней

Старины своей не помним, Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны Нам полёты на луну,

Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину!

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный

Добрый молодец….

Сегодня в нашем конкурсе «Богатырские потешки » участвуют 2 команды.

Команды представляются (название и девиз).

Команды выходят во двор с песней.

Вед. В некотором царстве, некотором государстве на земле Куриловской на хуторе – то Серпухов-15, мы увидим добрых молодцев богатырской силы и ловкости.

А одаривать наших богатырей будет строгое жюри, в состав которого входят: Начальник лагеря Широких Аэлита Анатольевна, завуч по воспитательной работе Жидкова Людмила Николаевна и наш учитель физкультуры Верещагин Валерий Владимирович.

За конкурсы получат дружины не баллы, а сушки. У какой команды сушек окажется больше – та и будет победителем нашего соревнования!

А на помощь богатырям нашим славным пришли подруженьки, что сидят в красном углу.

Музыкальный номер «Молодецкая наша сила…»

Вед. Начинаем наши славные Богатырские потешки!

Давайте вспомним имена богатырей наших, прославивших Землю Русскую!

По очереди называйте команды Имена богатырей.

Ответы детей.

Имена богатырей:

Илья Муромец.

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Святогор. Мегабогатырь

Дюк Степанович.

Микула Селянинович

Вольга Святославович

Дунай Иванович.

Василий Буслаев.

Никита Кожемяка. Змееборец

Молодцы!

Ведущая: Вспомним, что во все времена богатыри славились удалью, силушкой. Бились все они с врагом земли русской. Самый главный враг – Змей Горыныч.

Конкурс «Змей Горыныч»

Три человека становятся вместе. Им выдаётся обруч. Таким образом дети добегают до конуса, оббегают его и возвращаются к своей команде.

От каждой команды по три-четыре тройки. Побеждает та команда, которая быстрее справится с испытанием.

Вед. И какой богатырь без коня? Конём наших богатырей будет мяч баскетбольный.

Конкурс «Поединок»

Игроки садятся на баскетбольные мячи и допрыгивают до фишки. Назад возвращаются бегом с мячом в руках.

Вед. Средством передвижения богатырей были не только кони, но даже сказочные атрибуты.

Конкурс «Как на мётлах мы летали…»

Ведущая: Привет сказочный от бабы яги, костяной ноги! Полетите вы на метле Бабки Ёжки.

Два участника садятся «верхом» на швабру. По команде нужно оббежать стойку и передать швабру другой паре.

Вед. Богатыри должны быть не только сильными, но и ловкими. И ловкость богатырская проверится в следующем богатырском турнире.

Конкурс «на богатырском месте».

Команды выстроены в колонну по одному. Первому игроку даётся волейбольный мяч. По команде мяч передаётся над головой. Когда мяч окажется в руках последнего в колонне, то он должен встать на место первого и продолжать игру. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не окажется на своём месте.

Музыкальный номер «Эй, дубинушка, ухнем »

Вед. Были волшебные вещи и метла и конь вороной, а теперь мешок, который сам двигается.

Конкурс «Трудная дорога»

Что за чудо- скок да скок!

Гляньте, тронулся мешок!

Эй! Хватай, его, ловите,

Поскорей мешок держите!

Каждый богатырь прыгает в холщовом мешке до конуса и назад.

Вед. Богатыри сильны сами, но вместе их силе нет равных

Конкурс «Богатырская наша сила…»

Мужиков, парней, ребят

Приглашаем на канат.

Семь тут слева, семь тут справа,

Только мускулы трещат

Перетягивание каната.

Конкурс «Петушиный бой»

Вед. В старину на Руси богатыри отдыхали после долгих походов. Знаете, как отдыхали богатыри? Они смотрели «Петушиные бои», да не только смотрели, но и участвовали. Это старинная русская игра.

Кто хочет помериться силушкой богатырской? Выходи один на один биться.

Цель игры: выбить супостата из нарисованного круга, стоя на одной ноге со спрятанными за спину руками.

Подведение итогов.

Подсчитывается количество сушек на веревочках команд. Все участники получают сладкие призы.

Капшурова Татьяна

Цель : закрепить знания детей об истории Руси, богатырях русских через игры и загадки; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях ; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.

Коррекционно-развивающие задачи : обогащать словарный запас , развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма.

Форма проведения : игровая конкурсная программа

Состав воспитанников : воспитанники центра «Исток»

Время проведения : 40 минут

Оборудование : Спички;

«кольчуги» -рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки, палицы (палки с закрепленными на конце мешками) ;

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта) ;

Ход мероприятия

Звучит русская народная мелодия . Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины , сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете ?

Ответы детей : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор.

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали - тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый ребенок знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания ? Были! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ведущий. Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка» , слева - «Добрыня Никитич» . В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу : во что были одеты богатыри ? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица) .

Ведущий : Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич .

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам : «да нырнул он от бережка ко другому» . Проверим, как умеют плавать наши богатыри .

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Задание : добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей : клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри .

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача - пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия, а в другой команде (имя, фамилия) . Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях» -стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой .

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий. Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри , покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой .

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание : взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Конкурс "Самый умный"

(2 конверта, 20 карточек) .

Каждая команда получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти -начало пословиц, на остальных - конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?

Первый конверт

1. За битого двух небитых дают,

2. хоть вовсе брось!

3. Корень учения горек,

4. товарища нет.

5. Готовь сани летом,

6. да не берут

7. Авось и небось

8. зато плод его сладок.

9. На вкус, на цвет

10. а телегу зимой.

Второй конверт

1. Беспечный пьет воду,

2. не поле перейти.

3. Не изведав горького,

4. а внимание.

5. Весна красна цветами,

6. а заботливый мед.

7. Век прожить

8. не узнаешь сладкого.

9. Дорог не подарок,

10. а осень – сноп.

(Подведение итогов) .

Заключительный конкурс «Полевая кухня»

Часто в военных походах солдатам самим приходится готовить себе пищу. Сейчас мы проверим, не умрут ли от голода наши богатыри , если им придется надеяться в пропитании только на себя.

(Рецепт : «Приготовьте фруктовый салат :

Порезать яблоко, банан, очистить, разломить и порезать мандарин, добавить 2 ложки сахара, всё перемешать и накормить своих болельщиков»)

Конкурс заканчивается , как только болельщики съедят весь салат.

Подведение итогов

Поздравление девочек, адресованное мальчикам.

Награждение участников, вручение грамот и призов.

Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. Русские богатыри

Конкурсная программа для детей 1 —4 классов

РЕКВИЗИТ

«кольчуги»-рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки), палицы (палки с закрепленными на конце мешками);

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта);

На заднике сцены изображения двух богатырей, сражающихся мечами. Картину венчает надпись: «Не перевелись еще богатыри на Руси».

Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины, сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете?

Ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор...

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали — тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый школьник знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания? Были!!! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ответы.

Ведущий . Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка», слева — «Добрыня Никитич». В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу: во что были одеты богатыри? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица).

КОНКУРС «ОДЕНЬ БОГАТЫРЯ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды

Вся команда должна экипировать своего богатыря. Весь необходимый комплект одежды и доспехов («кольчуга»-рубаха, шлем, пояс, «копье» — гимнастическая палка, «палица» — гимнастическая палка, на конце которой прикреплен мешок, наполненный синтепоном) находятся на расстоянии 4—5 метров от команды. По сигналу ведущего первый участник, добегая до доспехов, берет один предмет костюма, например, кольчугу, возвращается в команду и одевает богатыря. Затем в игру вступает второй участник и т. д., пока богатырь не будет полностью одет. После этого он садится на коня (палка с вырезанной и прикрепленной на нее мордой лошади), «объезжает» куб и возвращается в свою дружину. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Ведущий . Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич.

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам: «да нырнул он от бережка ко другому». Проверим, как умеют плавать наши богатыри.

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей: клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри.

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача — пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия), а в другой команде имя, фамилия). Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях»-стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой.

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий . Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри, покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой.

КОНКУРС «НА ОДНОЙ РУКЕ»

Задание : возьмите одной рукой две кегли и мяч и донесите их, не уронив, до стола и обратно.

Ведущий . И по сей день славится сила богатырская. Соревнуются молодцы в ловкости, умении бороться, в плавании, прыжках... И сегодня веселые игрища мы заканчиваем состязанием «Перетягивание»

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Подведение итогов, награждение победителей состязаний.