Какие категории муниципальных служащих не подлежат аттестации. Как должна проводиться аттестация муниципальных служащих. Президент РФ может быть отрешен от должности…

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта РФ.

(Материал-закон о гос служащих)

7. Экономические основы МСУ.

Финансово-экономическое обеспечение МСУ. Состав, использование муниципального имущества. Управление муниципальным имуществом.

Финансовая деятельность МСУ. Финансы МСУ. Бюджет муниципального образования, структура местного бюджета. Проблемы межбюджетных отношений. Коновалова

Финансово-экономическое обеспечение МСУ.

Источники: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для вузов / под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Белявского. – М., 2009.

В узком смысле финансово-экономическая основа МСУ представляет собой имущество, финансы и имущественные права муниципальных образований.

В широком смысле – это муниципальная собственность (местные финансы, имущество и т.д.), находящаяся в гос. собственности и переданная в управление органам МСУ, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Нужно различать финансово-экономическую основу МСУ и финансово-экономическую основу муниципального образования. В 1-ом случае речь идет о финансово-экономической основе в широком смысле, во 2-ом в узком смысле.

Структура финансово-экономической основы МСУ включает в себя следующие элементы:

Муниципальную собственность;

Имущественные права муниципальных образований;

Местный бюджет и местные финансы;

Формы финансовой помощи местному самоуправлению.

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Состав, использование муниципального имущества.

Статья 50. Муниципальное имущество

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

2.1. В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

3.1. В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Управление муниципальным имуществом.

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Финансовая деятельность МСУ. Финансы МСУ.

Местные финансы являются составной частью финансово-экономической основы МСУ.

Ряд важных принципов в отношении местных финансов содержится в Европейской хартии местного самоуправления.

1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям.

3. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий.

5. Защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.

7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

8. Для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Легального определения местных финансов в действующем российском законодательстве не содержится.

В ст.2 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» указана структура местных финансов: средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Бюджет муниципального образования.

Статья 14 БК (бюджетного кодекса) РФ Местный бюджет: Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Статья 52. Местные бюджеты.

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений (городских и сельских), входящих в состав муниципального района, а также сметы доходов и расходов территорий, не являющихся поселениями, но входящими в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Статья 9. БК РФ Бюджетные полномочия муниципальных образований.

    К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета , утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета , утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования ;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов ;

осуществление муниципальных заимствований , предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

2. В связи с принятием ФЗ №131 в БК РФ были внесены изменения, касающиеся бюджетных полномочий органов МСУ муниципального района. К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

3. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

4. Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Статья 10. БК РФ Структура бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

    бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) бюджеты городских и сельских поселений.

Как отмечается в современной научной литературе: «реально в большинстве субъектов РФ присутствуют 2 уровня местных бюджетов». Местные бюджеты имеют не все населенные пункты, а только поселения, являющиеся муниципальными образованиями.

Структура местного бюджета.

Как и бюджет любого уровня бюджетной системы РФ местный бюджет состоит из 2 основных частей: доходной и расходной.

Расходная часть местного бюджета.

Статья 53. Расходы местных бюджетов

1. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

3. Расходы бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 настоящего Федерального закона.

4. Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных уставом муниципального района, могут осуществляться за счет межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

5. Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

* организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

Обслуживание и погашение муниципального долга;

Целевое дотирование населения;

Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование - 67% (на дошкольное воспитание - 83%, начальное и общее среднее образование - 87%), на здравоохранение и физическую культуру - 55%, социальную политику - 49%, культуру и искусство - 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства - 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 40%.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Доходная часть местных бюджетов.

Статья 55. Доходы местных бюджетов

О доходах местных бюджетов см. также главу 9 Бюджетного кодекса РФ.

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субсидии, предоставляемые в случаях, установленных уставами муниципальных районов, из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14, 15, 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 56. Средства самообложения граждан

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

1. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов.

3. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

4. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов.

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

2. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иным законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок не допускается.

3. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов

1. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

2. Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты.

3. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) иным законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок не допускается.

4. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

5. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего федерального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего федерального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОМСКА

(в редакции Решений Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362 , от 16.12.2015 N 415)

Статья 1. Общие положения

1. Аттестация муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Омска, аппарате Омской городской избирательной комиссии (далее - орган местного самоуправления), проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы.

2. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

3. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

от 16.12.2015 N 415)

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 2. Организация проведения аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация муниципальных служащих проводится по решению представителя нанимателя (работодателя).

Состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы определяется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

Организационное обеспечение проведения аттестации муниципальных служащих осуществляет подразделение по вопросам муниципальной службы и кадров органа местного самоуправления либо структурного подразделения органа местного самоуправления, при его отсутствии - лицо, уполномоченное на решение соответствующих вопросов (далее - кадровая служба).

2. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

3. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя (работодателем) муниципальные служащие, в том числе занимающие должности в подразделении, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы; кадровой службе; юридической (правовой) службе соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения).

Кроме того, в состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии в органе местного самоуправления либо его структурном подразделении), а также могут включаться представители органов государственной власти Омской области, иных органов местного самоуправления Омской области, научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления (его структурном подразделении) может быть создано несколько аттестационных комиссий.

5. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Кадровая служба ежегодно разрабатывает график проведения аттестации муниципальных служащих, который утверждает представитель нанимателя (работодатель).

Кадровая служба доводит график проведения аттестации до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

7. В графике проведения аттестации муниципальных служащих указываются:

1) наименование органа местного самоуправления и его структурного подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление муниципальных служащих.

8. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в кадровую службу представляется отзыв об исполнении данным муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее - отзыв), подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем, подлежащем аттестации:

1) фамилия, имя, отчество;

2) замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

9. Кадровая служба не менее чем за 10 дней до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку на отзыв.

10. Кадровая служба не позднее чем за 7 дней до проведения аттестации направляет в аттестационную комиссию документы:

Копию должностной инструкции работника;

Аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).

Статья 3. Проведение аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии аттестация муниципального служащего переносится на более поздний срок. В случае повторной неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

2. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок.

4. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

5. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, являющегося руководителем по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 16.12.2015 N 415)

6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

7. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

8. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Статья 4. Результаты аттестации

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению к настоящему Решению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

4. Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, знакомится с аттестационным листом под роспись.

5. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, а также представленный на него отзыв хранятся в личном деле муниципального служащего.

6. Материалы аттестации муниципальных служащих передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

7. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

8. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 5. Заключительные положения

1. Признать утратившим силу Решение Омского городского Совета от 07.04.2004 N 161 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аттестации муниципальных служащих города Омска".

2. Настоящее Решение подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Г.Н. Горст).

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Приложение. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ муниципального служащего

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ___________________________________________

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени,

ученого звания ___________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил,

специальность и квалификация по образованию, ученая степень,

__________________________________________________________________________

ученое звание)

4. Замещаемая должность муниципальной службы на момент аттестации и

дата назначения на эту должность _________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Стаж муниципальной службы _____________________________________________

6. Общий трудовой стаж ___________________________________________________

7. Вопросы к муниципальному служащему и краткое содержание ответов на

вопросы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Краткая оценка выполнения муниципальным служащим рекомендаций

предыдущей аттестации ____________________________________________________

(выполнены, выполнены частично, не выполнены)

10. Решение аттестационной комиссии ______________________________________

(соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы или не соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________________

__________________________________________________________________________

На заседании присутствовало ______________ членов аттестационной комиссии.

13. Примечания ___________________________________________________________

Председатель

Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены (подпись) (расшифровка подписи)
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации
__________________________

С аттестационным листом ознакомился ______________________________________
(подпись муниципального служащего,
______________________________________
расшифровка подписи, дата)

(место для печати органа местного самоуправления,
структурного подразделения органа местного самоуправления,
Омской городской избирательной комиссии)

2. Аттестация муниципальных служащих проводится постоянно действующей аттестационной комиссией (далее - комиссия), создаваемой в каждой районной Управе. Количественный и персональный состав комиссии утверждается главой Управы и действует до утверждения нового состава комиссии.
Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой, юридической служб районной Управы и представитель профсоюзного органа. При необходимости в состав комиссии могут включаться независимые эксперты, в том числе руководители и специалисты органов государственной власти города Москвы соответствующего профиля или сферы деятельности аттестуемых муниципальных служащих.
3. В районных Управах, наделенных отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), аттестация и квалификационный экзамен муниципальных служащих, замещающих ведущие муниципальные должности, проводится межрайонной постоянно действующей аттестационной комиссией административного округа города Москвы. Количественный и персональный состав комиссии утверждает префект административного округа. В состав комиссии включаются представители всех районных Управ административного округа. При необходимости в состав комиссии могут включаться независимые эксперты, в том числе руководители и специалисты органов государственной власти города Москвы соответствующего профиля или сферы деятельности аттестуемых муниципальных служащих.
4. Аттестация муниципальных служащих осуществляется в соответствии с графиком аттестации, который доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за два месяца до начала аттестации, с вручением ему под расписку извещения (уведомления) о проведении аттестации. В графике указываются: наименование районной Управы и структурных подразделений, в которых проводится аттестация; фамилии, имена и отчества служащих, подлежащих аттестации, замещаемые ими должности; место, дата и время проведения аттестации; дата представления в комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их подготовку.
График аттестации муниципальных служащих в аттестационной комиссии районной Управы утверждает глава Управы, в межрайонной - префект административного округа.
5. Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации в комиссию представляется отзыв на служащего, подлежащего аттестации, подписанный его непосредственным руководителем, а также должностная инструкция по должности, замещаемой аттестуемым служащим. Отзыв на муниципального служащего, аттестуемого в межрайонной комиссии, подписывает глава Управы.
Отзыв должен содержать сведения о направлении деятельности по замещаемой должности; перечень основных вопросов, в решении которых служащий принимает участие, и степень его участия; результаты служебной деятельности; характеристику профессиональных, деловых и личностных качеств. В отзыве дается мотивированная оценка соответствия аттестуемого квалификационным требованиям по замещаемой должности.
Кадровая служба не менее чем за две недели до начала аттестации должна ознакомить служащего с отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый служащий вправе представить в комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
6. Аттестации подлежат служащие, замещающие муниципальные должности, за исключением:
- служащих, замещающих муниципальную должность менее года;
- служащих, достигших предельного возраста, установленного для нахождения на муниципальной должности;
- служащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
- беременных женщин;
- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Обязательному участию в аттестации также не подлежат служащие в течение года со дня:
- выхода на работу после нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
- присвоения им квалификационного разряда.
Служащие, не подлежащие аттестации в обязательном порядке, вправе по желанию принять участие в проводимой аттестации на основании письменного заявления, представляемого в комиссию в срок не более месяца со дня выхода распоряжения (приказа) главы Управы о проведении аттестации.
7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого служащего. Члены комиссии проходят аттестацию на общих основаниях. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом комиссии, его членство в комиссии приостанавливается.
В случае неявки аттестуемого служащего на заседание комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Комиссия рассматривает представленные документы, проводит собеседование с аттестуемым и в случае необходимости заслушивает сообщение его непосредственного руководителя о служебной деятельности аттестуемого. В целях объективного проведения аттестации комиссия после рассмотрения представленных служащим дополнительных сведений о своей служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию на очередное заседание.
8. Обсуждение профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении степени его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением районной Управы задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться уровень образования, повышение квалификации и переподготовка, профессиональные знания, опыт работы, а также необходимые организаторские способности.
Обсуждение вопросов, связанных с принадлежностью к политическим партиям и организациям, религиозным организациям, частной жизнью аттестуемого служащего, не допускается.
9. Решение об оценке профессиональных, деловых и личностных качеств муниципального служащего, а также рекомендации комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого служащего открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
При равенстве голосов решение комиссии принимается в пользу служащего, проходящего аттестацию.
10. В результате аттестации служащему дается одна из следующих оценок:
- соответствует замещаемой муниципальной должности;
- соответствует замещаемой муниципальной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности с повторной аттестацией через год;
- не соответствует замещаемой муниципальной должности.
11. Комиссия по результатам аттестации вправе внести главе Управы мотивированные рекомендации:
- о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда;
- о включении в резерв кадров на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность;
- иные предложения.
12. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, оформленный согласно приложению 1.
Аттестационный лист подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, присутствовавшие на заседании. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под расписку в день проведения аттестации.
Другие документы по результатам аттестации не оформляются.
Аттестационный лист служащего, отзыв на него, а также, при наличии, дополнительные сведения, представленные аттестуемым служащим за предшествующий период, и заявление о его несогласии с представленным отзывом хранятся в личном деле служащего.
13. Результаты аттестации муниципальных служащих представляются главе Управы не позднее чем через семь дней после ее проведения.
С учетом результатов аттестации и рекомендаций комиссии глава Управы может принять решение:
- о повышении муниципального служащего в должности;
- о присвоении муниципальному служащему в установленном порядке квалификационного разряда;
- о включении муниципального служащего в резерв кадров;
- о направлении муниципального служащего на повышение квалификации или переподготовку;
- о переводе муниципального служащего (с его согласия) на нижестоящую муниципальную должность;
- об увольнении в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
14. Решения, предусмотренные частью 13 настоящей статьи, принимаются главой Управы не позднее чем через два месяца со дня аттестации муниципального служащего. Период временной нетрудоспособности и время нахождения муниципальных служащих в ежегодном и дополнительном оплачиваемом отпусках в двухмесячный срок не засчитываются.
15. После завершения аттестации муниципальных служащих глава Управы издает приказ с анализом результатов аттестации и планом мероприятий по совершенствованию работы с кадрами в районной Управе, представляет данные материалы в префектуру административного округа и в уполномоченный орган Правительства Москвы, координирующий вопросы организации и управления муниципальной службы в районах города Москвы.

Первым делом расскажем о том, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих. Согласно п. 1 ст. 18 , аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой должности. Мероприятие проходит один раз в 3 года и представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Во время нее оцениваются:

  • знания сотрудника;
  • его профессиональные навыки;
  • опыт и качество работы;
  • эффективность служебной деятельности;
  • достижение поставленных задач и конкретных результатов и т. п.

В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Кто не проходит проверку

Стоит отметить, что проверке не подлежат следующие категории лиц:

  • занимаемые должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Проверку они могут проходить не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • трудящиеся на основании срочного трудового договора.

Подготовительные мероприятия

В Интернете вы можете найти сведения о том, как проходит аттестация муниципальных служащих на примере администрации того или иного района. В нашей статье мы расскажем о порядке проведения этого мероприятия. Сразу оговоримся, что согласно части 6 статьи 18 , Положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении проверки, который утверждается законом субъекта РФ (например, Приложение № 3 к Закону Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 (ред. от 30.01.2018) «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 02.02.2000)), положения которого также должны учитывать установленную правовым актом систему квалификационных требований.

Первым делом руководитель организации проводит с персоналом разъяснительную работу, в ходе которой объясняет сотрудникам необходимость аттестации, порядок ее проведения. Также он формирует список лиц, которые будут участвовать в проверке.

Распоряжением работодателя устанавливаются сроки проведения аттестации, утверждается список муниципальных служащих, подлежащих проверке, а также график ее проведения.

Эта информация под подпись доводится до каждого аттестуемого не позднее чем за два месяца до дня начала мероприятия.

Не позднее чем за один месяц до дня его проведения непосредственный руководитель служащего направляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором дает оценку деятельности работника.

В срок не менее чем за две недели до дня проверки служащий должен быть ознакомлен с отзывом, который дал на него руководитель. И, если сочтет нужным, он может самостоятельно предоставить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными.

Документы для аттестации

К документам, которые должны быть предоставлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации, образец которого содержит мнение непосредственного руководителя;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности сотрудника;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей проверки.

Как пройти аттестацию

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого.

Мероприятие начинается с доклада председателя комиссии. Члены аттестационной комиссии обсуждают предоставленные материалы, задают аттестуемому вопросы в целях более полного выявления его профессиональных и деловых качеств.

На основании полученной информации в ходе голосования простым большинством голосов комиссия принимает решение. Оно может звучать следующим образом:

  • соответствует занимаемой должности муниципальной службы;
  • не соответствует занимаемой должности муниципальной службы.

Результаты проверки отражаются в аттестационном листе муниципального служащего, с которым аттестуемый должен быть ознакомлен под подпись. Заполненный документ подписывается членами аттестационной комиссии.

Далее аттестационный лист в срок не позднее семи дней после проведения проверки предоставляется руководителю органа городского самоуправления, распоряжением которого была сформирована комиссия. После принятия им решения по результатам проверки аттестационный лист передается в службу кадров и вместе с отзывом помещается в личное дело служащего для хранения.

Заседание аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе указывается информация о ходе заседания и принятые решения. Заполненный документ подписывается председателем и секретарем комиссии. К нему оформляется приложение, в которое входят все документы и материалы, предоставленные для аттестации муниципальных служащих. После этого протокол передается на хранение в отдел кадров органа городского самоуправления.

Что по итогам

Также по результатам проверки аттестационная комиссия может давать рекомендации руководителю:

  • о поощрении отдельных работников за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности;
  • о направлении отдельных сотрудников для получения дополнительного профессионального образования;
  • об улучшении деятельности аттестуемых лиц в случае необходимости.

Если не явиться

В случае неявки аттестуемого на заседание аттестационной комиссии в назначенное время без уважительных причин комиссия вправе провести проверку без его присутствия.

Если признали не соответствующим занимаемой должности

Работник, не прошедший проверку, может быть понижен в должности. Или он может быть переведен на другое место.

Также работодатель имеет право уволить такого сотрудника в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).

В случае если работник не согласен с решением аттестационной комиссии, он может обжаловать результаты проверки в суде.

Утверждено

решением Совета депутатов

МО «Красногорский район»

от 28.05. 2008г №170

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «КРАСНОГОРСКИЙ РАЙОН» УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") и определяет порядок проведения аттестации лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Красногорский район» Удмуртской Республики (далее - муниципальные служащие).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной деятельности.

3. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, в том числе решению вопросов, связанных с повышением их в должности.

4. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

5. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

6. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация муниципального служащего.

7. Внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя (работодателя) в лице руководителя органа местного самоуправления или представителя этого руководителя, осуществляющего полномочия представителя нанимателя (работодателя), после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления;

2) об изменении условий оплаты труда муниципальных служащих.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

8. Для проведения аттестации муниципальных служащих по решению представителя нанимателя (работодателя) издается правовой акт органа местного самоуправления, содержащий положения:

1) о формировании аттестационной комиссии;

2) об утверждении графика проведения аттестации;

3) о составлении списков муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

4) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

9. Аттестационная комиссия формируется правовым актом органа местного самоуправления. Указанным актом определяется состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

10. В состав аттестационной комиссии включаются: представитель нанимателя (работодателя) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы).

11. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

12. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

13. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателя) и доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

14. В графике проведения аттестации указываются:

1) наименование органа местного самоуправления, подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений органа местного самоуправления.

15. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

16. Отзыв, предусмотренный пунктом 15 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем:

1) фамилию, имя, отчество;

2) замещаемой должности муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечне основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированной оценке профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

17. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период.

18. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.

19. Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Раздел 3. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

20. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации муниципальный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

21. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности муниципального служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

22. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

23. Профессиональная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

24. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений, запретов, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

25. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

26. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

27. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

28. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

29. Аттестационная комиссия может давать рекомендации:

1) о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе;

2) о повышении их в должности;

3) об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих;

5) о включении в кадровый резерв.

30. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

31. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

32. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

33. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.

34. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

35. Материалы аттестации муниципальных служащих представляются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

36. После проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт органа местного самоуправления или представителем нанимателя (работодателя) принимается решение:

1) о поощрении муниципального служащего;

2) в течение срока, определенного Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", о понижении в должности с согласия муниципального служащего.

37. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

38. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

39. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.