Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы. Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Перелетные птицы" Конспект перелетные птицы логопедическая группа

Ольга Земцова
Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Лексическая тема : Перелётные птицы .

Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

Коррекционно- образовательные цели :

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

3. Совершенствование грамматического строя речи :

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

- Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

4. Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие цели :

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

5. Вызвать интерес к занятиям .

Оборудование :

МУЗЫКА. Ход занятия .

Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети. Удачного дня.

Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Дети : Я думаю скворец.

Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети. Эти птички называются перелётные .

Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

- Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

- Этот старый наш знакомый :

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

Логопед . Назовём перелётных птиц .

Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

Дети. Я буду собирать гуся.

Логопед . Это чья голова?

Дети. Это гусиная голова.

Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

Дети. Одна ласточка, две ласточки.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица , две птицы , пять птиц .

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому. переваливаясь .)

Вела детей за собою,

И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

Физминутка.

Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

дети выполняют задание под музыку

Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица ?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

Конспект логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Провожаем перелетных птиц».

Программное содержание

Цель: развитие связной речи, грамматического строя.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса на тему «Перелетные птицы»;

Образование множественного числа существительных;

Образование сложных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

Совершенствование артикуляционной и мелкой моторик;

Развитие речевого дыхания;

Развитие фонематического слуха и внимания;

Совершенствование памяти и логического мышления;

Совершенствование навыка аналитико-синтетической деятельности;

Активизация счетных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к окружающей среде и бережного отношения к ней;

Воспитание доброжелательности, чувства взаимопомощи и взаимоуважения.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка - Незнайка, демонстрационный материал на тему «Перелетные птицы», птички 10 штук, счетные палочки, мячик.

Ход ООД.

Организационный момент + обоснование темы

Л. (Логопед): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие - к нам пришел гость кто же это?

Д. (Дети): Незнайка!

Л.: Правильно! К нам пришел Незнайка! И он предлагает вам внимательно послушать стихотворение и ответить о чем оно:

Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят.

Д.: Стихотворение об осени и перелетных птицах.

Л.: Правильно! И сегодня вместе с Незнайкой поговорим о перелетных птицах.

2. Артикуляционная гимнастика

Л.: Покажем нашему гостю как мы правильно и красиво делаем гимнастику для язычка!

(дети выполняют артикуляционные упражнения: Часики, Качели, Улыбка Трубочка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки, Лошадка, Грибок).

3. Демонстрация наглядного материала «Перелетные птицы»

Л.: Ребята, напомните, о чем будем говорить сегодня?

Д.: О перелетных птицах.

Л.: Незнайка очень любит фотографировать и сегодня он принес с собой свои фотографии. Посмотрите внимательно и назовите кто или что на них изображено.

(на доску по очереди вывешиваются фото птиц, дети называют)

Л.: А теперь посмотрите на доску и скажите, кто это на фотографиях одним словом?

Д.: Перелетные птицы!

4. Игра «Один - много»

Л. : Незнайка совсем не умеет играть в игру «Один - много», научим его?

Д. : Да!

Л. : Я буду называть птицу и кидаю мяч, кто поймал возвращает его и называет его во множественном числе. Например: одна кукушка, а много это кукушки

Журавль - журавли

скворец - скворцы

соловей - соловьи

жаворонок - жаворонки

лебедь - лебеди

грач - грачи

утка - утки

ласточка - ласточки

аист - аисты

гусь - гуси

5. Дыхательная гимнастика «Ворона»

Л.: Прилетела ворона. Расстроилась она, что птицы улетают на юг и стала прощаться с ними - каркать. Давайте вместе с ней и Незнайкой попрощаемся с птицами: глубоко носом вдыхаем и на выдохе протяжно, жалобно произносим «кааар», при этом поворачиваем голову то влево, то вправо.

6. Игра «Сколько птичек улетело»

(на доску вывешивается 10 птичек)

Л.: Посмотрите, к нам прилетели птички. Посчитайте сколько их?

Д. : 10!

Л. : А теперь закройте глаза

(в это время несколько птиц исчезает с доски)

Л.: Откройте глаза. Что-то изменилось?

Д.: Птиц стало меньше!

Л.: Сколько птиц улетело?

(упражнение проводится несколько раз, убавляя разное количество птиц)

7. Пальчиковая разминка «Клювики»

Л.: Давайте вместе с Незнайкой сделаем разминку для пальчиков. Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук - двумя указательными, средними, безымянными мизинцами. На каждую строчку берем по одной палочке:

Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у аиста И журавля.

8. Игра «Какой? Какая?»

Л.: Ребята, наш гость познакомил вас с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?

Аист какой? - длинноклювый

У аиста красный клюв - красноклювый

У грача черные глаза - черноглазый

У лебедя длинная шея - длинношеий

У журавля широкие крылья - ширококрылый

У цапли длинные ноги - длинноногая

У утки короткие лапы - коротколапая.

9. Стихотворение - небылица

Л.: Незнайка сочинил стихотворение о перелетных птицах, давайте послушаем его:

На кормушке во дворе

Много птичек в январе:

Стриж, снегирь и воробей,

Журавли и соловей.

Л.: Все ли правильно в стихотворении?

10. Подведение итогов

Л.: Наше маленькое путешествие подошло к концу. Вспомним, кто к нам приходил в гости? Какие птицы покинули свой дом? Почему их называют «перелетные»? когда и почему они улетают?

Какие упражнения выполняли вместе с Незнайкой?

Прощаемся с Незнайкой!

Использованная литература:

Пособие О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».

Цель: формирование лексико – грамматического строя речи

Задачи:

1. развитие предметного словаря по теме «Перелётные птицы»; согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже; упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; упражнять в образовании притяжательных прилагательных; развитие глагольного словаря;

2. развитие зрительного внимания, памяти, мышления;

3. воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение работать в коллективе; развитие любознательности, желания применять свои знания в повседневной жизни.

Оборудование: мольберт, панно, предметные картинки с изображением перелетных птиц, картинки к игре «Четвертый лишний»

Ход занятия:

Организационный момент . Дети стоят возле своих мест.

Логопед: Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет мне перелетную птицу.

1. Логопед: (на панно картинки с изображением перелетных птиц) Посмотрите, кто изображен на картинках? (Дети: На картинках изображены птицы)

Логопед: Давайте назовем их. (Дети по очереди называют птиц).

2. Логопед: А как называют этих птиц? (Этих птиц называют перелетные птицы.)

Логопед: Правильно. Почему их называют перелетными? (Потому что эти птицы на зиму улетают в теплые края)

Логопед: Почему они улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

3. Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам птиц, вы внимательно слушаете и говорите кто лишний и почему. А картинки будут вам в помощь (логопед выставляет картинки с изображением птиц на панно).

Петух, курица, индюк, скворец (скворец – перелётная птица).

Грач, ласточка, снегирь, скворец (снегирь – зимующая птица)

Цыплёнок, петух, грач, снегирь (цыпленок – птенец)

Скворец, грач, голубь, стриж (голубь – не перелетная птица)

Логопед: Молодцы, хорошо справились с заданием.

4. Логопед: Посмотрите на картинку. Какая птица здесь изображена? (грач). Правильно. Птенца грача называют грачонок. Как называют птенца грача? (грачонок). Правильно, а когда птенцов несколько мы скажем грачата. Как мы скажем когда птенцов несколько? (грачата) . Хорошо, а теперь я буду называть взрослую птицу, а вы назовете одного птенца и когда их несколько.

Аист – аистёнок – аистята

Стриж – стрижонок – стрижата

Утка – утёнок – утята

Журавль – журавлёнок- журавлята

Гусь – гусёнок – гусята

Кукушка – кукушонок – кукушата

Лебедь – лебедёнок – лебедята

Скворец – скворчонок – скворчата

Логопед: хорошо, а теперь пройдем на ковер и немного отдохнем.

5. Физминутка «Журавленок»

Журавленок встал на ножки

Пошагать решил немножко.

Смотрит вдаль из – под ладошки,

Кто – то скачет по дорожке.

Жабы вышли на лужок.

Жабы встали все в кружок.

Вот попрыгали немножко.

Вот похлопали в ладошки.

Повертелись. Покружились,

А потом остановились.

Логопед: Мы отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места.

6. Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Чья стая?» Посмотрите, что за птицы на картинке? (грачи) . Правильно. Это стая грачей – грачиная стая. Повторите за мной: Чья стая? (Грачиная стая). Хорошо, а теперь я буду показывать вам картинку и называть стаю птиц, а вы будете говорить, чья это стая.

Стая диких уток (чья?) – утиная стая.

Стая лебедей (чья?) – лебединая стая.

Стая журавлей (чья?) – журавлиная стая.

Стая соловьев (чья?) – соловьиная стая.

7. Логопед: А теперь давайте скажем, как перелетные птицы голос подают. Кукушка что делает? Кукушка – кукует. Повторите, что делает кукушка? (кукушка кукует). А теперь вспомним, как другие птицы подают голоса.

Ласточка – щебечет,

скворец – поет,

журавль – курлыкает,

утка – крякает,

гусь – гогочет.

8. Логопед: Сейчас давайте посчитаем птиц. Посмотрите на картинку, здесь изображена одна утка, здесь две утки, а здесь пять уток. Давайте еще раз посчитаем уток (одна утка – две утки – пять уток).

Давайте посчитаем других птиц, которые есть у нас на картинках.
Один журавль, два журавля, пять журавлей.
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.
Один аист, два аиста, пять аистов.
Один гусь, два гуся, пять гусей.

9. Логопед: А сейчас поиграем в игру «Кого не стало» (логопед расставляет на панно картинки с изображением перелетных птиц, дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, дети должны назвать какой птицы не стало.

9. Домашнее задание

Логопед: Молодцы. Выполнили все задания. Дома вы расскажете родителям, о каких птицах мы с вами разговаривали и назовете им названия птиц и их птенцов, а они пусть запишут за вами в тетрадях.

Итог занятия

Логопед: Про каких птиц мы с Вами сегодня разговаривали? (мы разговаривали про перелетных птиц) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, на этом наше занятие закончено.

Старшая группа

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: Октябрь.

Воспитатель : А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка»

Перелетная птичка

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель : Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Воспитатель:

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети : Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель : Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель : Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова?

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети : Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

Цель: расширение и активизация словаря.

Задачи:

  • образовывать множественное число существительных;
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Почему мы называем птиц перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

  • показать, где у птички клюв, хвост….
  • назвать части тела птички.
3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать”

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).

Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?