Производственная структура предприятия ООО «Автоваз. Анализ производственной и организационной структур ОАО «АвтоВАЗ Организация работы с документами в автоваз

Волжский автомобильный завод (Волжский автозавод) (сокращенное название - ВАЗ и АвтоВАЗ)– крупнейший автомобилестроительный российский завод по производству легковых автомобилей. Именно поэтому рассмотрение его производственной и организационной структур представляет интерес.

Автомобильный комплекс включает в себя следующие основные производства:

Металлургическое производство;

Прессовое производство;

Производство преcформ и штампов;

Механосборочное производство;

Сборочно-кузовное производство;

Производство пластмассовых изделий;

Производство технологического оборудования;

А так же вспомогательные:

Инструментальное производство;

Производство ремонта и обслуживания оборудования.

Предприятие состоит из 185 цехов, из них основных - 55, вспомогательных - 96, станкостроительных - 19, научно-технических - 16, а также функциональных отделов. Работы по обеспечению и обслуживанию производства сконцентрированы в крупных специализированных цехах. Общая численность работающих на предприятии - около 160 тысяч человек. Из них 97,5 тысяч человек - промышленно-производственный персонал. При этом, средний разряд рабочих составляет 3,71 (в т.ч. основных - 3,36, вспомогательных - 3,98). Коэффициент сменности работы металлорежущего оборудования в основном производстве - 1,78; во вспомогательном - 1,27. Фондоотдача - 0,884.

Производственный процесс изготовления автомобиля проходит при тщательном контроле качества в несколько этапов. Кузов - как самая ответственная часть изготавливается непосредственно в кузовном производстве ОПП ВАЗа. Сборка осуществляется в специально оборудованном цехе ЗАО "Супер-Авто" на комплексных постах, оснащенных всей необходимой оснасткой и инструментом. Про такие автомобили можно без натяжки сказать, что это машина ручной сборки - почти все технологические операции проводятся специалистами фирмы вручную, как, например, на знаменитом заводе «Роллс-Ройс». Далее производится полная стендовая диагностика готового автомобиля и его ходовые испытания с последующей регулировкой агрегатов. Каждый автомобиль попадает в дождевальную камеру, где проходит тест на влагопроницаемость салона. Потом машины испытывают на роликовом стенде. А затем каждый автомобиль проходит от 40 до 50 километров под управлением сотрудника ОТК фирмы. И если после столь серьезной проверки обнаруживаются какие-то неполадки, специалисты фирмы устраняют их до того, как авто попадет на стоянку готовой продукции.



Технологические потоки предприятия выстроены с учетом полнокомплектного изготовления автомобиля, обеспечения его высокого качества.

Сварка и доводка кузова производится на специализированном участке сварки, располагающимся на площадях СКП ОАО "АВТОВАЗ", оснащенном современным сварочным оборудованием, оснасткой и инструментом, позволяющим получить высокое качество геометрии кузова и его лицевых поверхностей. Изготовление кузова производится на основе комплекта серийных кузовных деталей, поставляемых ОАО "АВТОВАЗ" и комплекта оригинальных деталей изготавливаемых сторонними Поставщиками.

Окраска кузова производится в окрасочной линии основного производства ОАО "АВТОВАЗ" в строгом соответствии с заводской технологией подготовки и окраски кузовов. Окрашенный кузов после завершения всех операций транспортируется в цех сборки автомобилей ЗАО "Супер-Авто".

Сборочное производство цеха сборки автомобилей организовано на основе ручной постовой сборки с использованием современного универсального сборочного оборудования оснастки и инструмента. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Длина главного сборочного конвейера достигает 2 км. Каждые 22 секунды с конвейера сходит готовый автомобиль. Ручная сборка, плюс ответственность каждого поста за качество выполняемых работ, а также жесткий контроль со стороны ОТК обеспечивают высокое качество автомобиля.

«Автоваз» создало корпоративный центр, полностью реорганизовав структуру управления, которая в настоящее время позволяет оптимизировать и интегрировать основные функции бизнеса: маркетинг и сбыт, производство и контроль качества, финансы, персонал и инвестиции. ОАО "АВТОВАЗ" имеет линейно - функциональную структуру управления. ОАО «АВТОВАЗ» имеет иерархическую форму правления и коллегиальный стиль принятия решений. Так же ОАО «АВТОВАЗ» имеет перечень подразделений, например дирекция по качеству, управление оборудованием и др.

PEST - анализ

При проведении PEST-анализа необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды:

Political политический;

Economic экономический;

Social социальный;

Technological технологический.

Факторы макросреды Состояние фактора Характер влияния Степень влияния Возможные действия предприятия Вероятность возникновения фактора (в долях) Вероятность воздействия
Политические
Повышение величины таможенных пошлин нестабильное + Незначительное повышение стоимости продукции 0,3 0,6
Снижение величины налоговых выплат на территории других государств для филиалов нестабильное + Увеличение цены продукции заграницей; Улучшение качества продукции 0,1 0,1
Ввод новых стандартов качества автомобилей стабильное - -3 Внедрение новейших технологий 0,9 -2,7
Снижение величины налоговых выплат резидентов РФ нестабильное + Повышение качества продукции 0,2 0,8
Итого: -1,2
Экономические
Снижение темпов инфляции стабильное + Инвестирование свободных денежных средств; Увеличение доли заемных средств 0,5
Ухудшение ситуации в банковском секторе нестабильное - -3 Взятие кредитов у более надежных банков 0,8 -2,4
Стабильность курсов основных валют нестабильное + Стабилизация экспортных и импортных отношений 0,4 0,4
Снижение процентной ставки ЦБ стабильное + Увеличение деловой активности предприятия за счет более дешевого кредита и увеличения предложения денег у потребителя 0,3 0,6
Итого: -0,4
Социально-культурные
Предпочтительность к иностранным маркам автомобилей стабильное - -3 Понижение цены; Предоставление акций 0,8 -2,4
Повышенное требование к качеству продукции стабильное - -2 Снижение цены -2
Ухудшение жизни населения нестабильное + Предоставление акций, розыгрышей 0,7 2,7
Снижение уровня сбережений населения нестабильное + Снижение цены; Увеличение выпуска продукции 0,3 0,3
итого: -1,4
Технологические факторы
Совершенствование технологий производства стабильное + Снижение издержек; Увеличение качества; Увеличение темпов оборачиваемости 0,5 1,5
Совершенствование рекламных технологий стабильное + Проведение рекламных акций/мероприятий/презентаций; Расширение рекламных каналов 0,7 0,7
Преобразование системы менеджмента стабильное + Проведение ряда мероприятий для достижения управленческого развития и кадрового 0,4 0,4
Итого: 2,6

Следовательно футуршок вызывают социально-культурные факторы, которые оказывают на предприятие наиболее отрицательное влияние. Наиболее положительное влияние на успешное развитие предприятия оказывают технологические факторы.

SWOT-матрица

Сильные стороны 1)Узнаваемость бренда 2)Значительная доля рынка 3)Невысокая стоимость продукции 4)Дешевизна в обслуживание и эксплуатации 5) Повышение качества продукции 6)Обновление модельного ряда 7) Модернизация производственных мощностей 1. Наличие узнаваемости бренда обусловлено увеличением доли рынка. 2. Наличие значительной доли рынка обусловлено вытеснением ближайших конкурентов и низкой стоимостью продукции. 3. Повышение качества продукции, обновление модельного ряда и модернизация производственных мощностей обусловлены привлечением финансовых средств со стороны государства. 4. Невысокая стоимость продукции обусловлена снижением издержек производства. 1. Обновление модельного ряда увеличивает конкурентоспособность продукции. 2. Новые технологии позволяют повысить конкурентоспособность продукции 3. Повышение качества продукции, обновление модельного ряда и модернизация производственных мощностей позволяют повысить конкурентоспособность продукции Слабые стороны 1)Невысокое качество продукции 2)Старый модельный ряд 3) Устаревшие технологии производства продукции 4)Недостаточное кол-во финс. средств 1. Возможность повышения качества продукции за счет получения финансовой поддержки 2. Возможность устранения старого модельного ряда посредством привлечения финансовых средств 3. Недостаточное колличество финансовых средств может быть устранено за счет привлечением финансовых средств со стороны государства 1. Снижение объемов продаж приводит к недостаточному количеству финансовых средств 2. Невысокое качество продукции, старый модельный ряд,устаревшие технологии снижают конкурентноспособность предприятия.

Важен такой факт, как увеличение моды на иностранные автомобили, что опять же наблюдается в последние годы.

№ п/п Факторы Результат влияния Мероприятия ОАО "АВТОВАЗ" по негативно влияющим факторам
Снижение уровня доходов населения Снижение продаж автомобилей LADA / снижение продаж новых иномарок
Проведение дилерами стимулирующих акций для покупателей автомобилей Стабилизация продаж автомобилей LADA / стабилизация продаж новых иномарок Поддержка предприятий сервисно-сбытовой сети при реализации автомобилей LADA в кредит
Сезонные изменения покупательской активности Снижение объемов реализации автомобилей LADA в 4-м квартале 2009 года по сравнению с 3-м кварталом на 12,1% Проведение силами ОАО «АВТОВАЗ» и предприятий сервисно-сбытовой сети мероприятий, направленных на стимулирование потребительского спроса, адаптация ценовой политики под изменение сезонной покупательской активности
Снижение объемов кредитования дилеров и конечных потребителей со стороны банков Снижение продаж автомобилей LADA / снижение продаж новых иномарок Расширение географии поставок автомобилей LADA, внедрение договоров с предприятиями сервисно-сбытовой сети с новыми формами оплаты и условиями поставки автомобилей. Премирование дилеров при продаже автомобилей.
Рост стоимости импортных комплектующих, рост цен на новые автомобили в результате изменения курсов валют Снижение продаж автомобилей LADA / снижение продаж новых иномарок Проведение мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции
Инфляция Рост стоимости энергоносителей и комплектующих Поиск альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, развитие базы поставщиков сырья, снижение издержек и повышение качества поставляемых ТМЦ
Уменьшение ввоза подержанных иномарок в результате роста таможенных пошлин Стабилизация продаж автомобилей LADA/ рост продаж новых иномарок российской сборки Введение дополнительных опций в комплектации автомобилей, подготовка к производству новых моделей, модернизация существующих моделей
Рост дефектов готовой продукции в результате нарушения сроков, объемов поставок и качества комплектующих Снижение продаж автомобилей LADA / рост продаж новых иномарок Проведение мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции
Отмена НДС при продаже подержанных автомобилей Рост предложения подержанных автомобилей, продаваемых через автосалоны Повышение конкурентоспособности автомобилей, подготовка производства новых автомобилей.

Главной задачей в производстве автомобилей Lada, является улучшение качества продукции, что сможет привести к увеличению покупателей.

Стратегическая сегментация действующих и потенциальных видов деятельности (бизнеса) предприятия – стратегических зон хозяйствования:

1 СЗХ - увеличение относительной доли рынка, увеличение доли покрытия затрат.

2 СЗХ - увеличение инвестирования, увеличение доли покрытия затрат.

3 СЗХ - ввести жесткий контроль инвестирования и перераспределение денежных средств между 2 СЗХ и 5 СЗХ (в случае исключения ее продажи и отказа от инвестирования).

4 СЗХ - ввести жесткий контроль инвестирования и перераспределение денежных средств между 2 СЗХ и 5 СЗХ (в случае исключения ее продажи и отказа от инвестирования).

5 СЗХ - либо делать серьезные инвестиции, либо продавать, либо ничего не инвестировать и получить возможную остаточную прибыль.

6 СЗХ - исключить из продуктового «портфеля» предприятия.

Производственная структура предприятия ООО «Автоваз»

Производственная структура предприятия, принятая на АВТОВАЗе, складывается из двух ступеней: аппарата генеральной дирекции, направляющего и координирующего всю деятельность завода, и аппарата производств, осуществляющих руководство работой структурных производственных подразделений завода. Высшим органом управления ОАО «АВТОВАЗ» является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров (12 человек). Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает президента - генерального директора и правление (12 человек). Председателем правления является президент - генеральный директор. Рабочими органами общего собрания акционеров являются:

Президиум (от лат. praesidium - букв. - защита; перен. - председательство) - группа лиц, избранная для коллегиального ведения, собрания, совещания)

Счетная комиссия

Секретариат

Регламентная группа

Их деятельность регулируется уставом Общества и положениями. Функции президиума общего собрания акционеров выполняет Совет директоров Общества. По решению общего собрания акционеров президиум собрания может быть расширен за счет включения других акционеров и приглашенных лиц. В низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т.п.), а также на малых предприятиях в начальный период становления применима линейная организационная структура управления. На высших производственных звеньях в АвтоВАЗе применима, как правило, функциональная структура. Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В данной структуре каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. В ОАО «АВТОВАЗ» функциональная структура управления применяется в обобщенной структуре, вспомогательных производствах, станкостроении.

Данный способ организации производства в определенной степени способствуют ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур и образует так называемую линейно-функциональная структуры управления, предусматривающую функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней при сочетании линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения через линейных руководителей (в условиях линейно-штабной структуры) либо в пределах делегированных специальных полномочий доводить до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры управления). Для условий эффективного функционирования организации с линейно-функциональной структурой управления важно иметь нормативные и регламентирующие документы, определяющие соответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей, формирующих рациональные информационные потоки, децентрализующих оперативное управление производством, учитывающих специфику работы различных подразделений. В ОАО «АВТОВАЗ» большинство структурных подразделений организованно именно по этому типу. Исторически и логически значение линейно-функциональных структур в развитии экономической системы трудно переоценить. Именно в этом случае предприятие испытывает свои возможности в налаживании массового производства, а отношения «начальник-подчиненный» выводятся на адекватный требованиям внешней среды уровень. Фирменная сеть продолжает развиваться и это прослеживается на всех четырех направлениях работы внутреннего рынка.

Во-первых, оптимально выстроилась организация торговли автомобилями. Это произошло путем максимального приближения товара к покупателям. ОАО «АВТОBАЗ» внедрил единые отпускные цены и бесплатную доставку продукции в регионы.

Во-вторых, ОАО «АВТОBАЗ» повысил требования к предприятиям сервисно-сбытовой сети. Сегодня эти нормы приближаются к современным мировым стандартам. Уже действуют точки европейского уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Перми, Тюмени, Воронеже, Ставрополе, Иркутске, Альметьевске.

В-третьих, совершенствуется работа с клиентами в области предоставления полного спектра услуг. Развиваются новые формы продаж, в том числе в кредит, расширяется гамма услуг, в частности, внедряется предоставление автомобилей в прокат, оформление страховки непосредственно во время покупки автомобиля.

В-четвертых, решается задача на оптимальное насыщение рынка запасными частями - качественными, сертифицированными ОАО «АВТОBАЗ».

Анализ организационной структуры ОАО «АвтоВАЗ»

Рассмотрим структуры управления материнской компании дочерними предприятиями.

Можно выделить следующие виды структур Громов А.И. Территориально-производственная организация автомобильных ТНК в условиях глобализации: Автореф. канд. дис, - М., 2007.С.221.:

Функциональная структура;

Дивизиональная и её разновидность;

Мультидивизиональная (М-структура);

Проектная структура управления;

Матричная структура управления.

Функциональная структура управления материнской компании дочерними обществами характерна для промышленного производства выпускающего ограниченный ассортимент продукции.

В структуре основной организации (материнской компании) формируются отдельные центры управления (отделы, управления, дирекции - в зависимости от масштаба деятельности организации) сформированные по признаку объедения однородных видов деятельности, например - снабжение, производство, сбыт, администрация, отдел кадров и др. Преимущества такой организации в том, что отделы могут достичь эффективности благодаря высокой специализации, недостаток - в отсутствии перекрестных связей и общей обособленности отделов друг от друга. Управление дочерними общества такой организации осуществляются по направлениям деятельности основного общества, например дирекция по сбыту осуществляет управление дочерними обществами, осуществляющими сбыт и техническое обслуживание продукции.

Рис. 2.

Функциональную структуру управления, дочерними обществам имеет крупнейшее предприятие в стране по производству легковых автомобилей - ОАО «АвтоВАЗ». Структура управления дочерними обществами данной организации приведена на рис.2.

Другим видом структуры управления дочерними обществами является дивизиональная структура управления. Потребность в ней возникает с ростом числа уровней управления основной организацией и ее дочерних обществ, ростом ассортимента производимой основным и (или) дочерними обществами продукции, расширением регионов сбыта продукции.

Российский холдинг «Северсталь» имеет дивизиональную структуру управления дочерними обществами. В состав холдинга входят три дивизиона (дочерних общества) - ОАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-Авто», ОАО «Северсталь-Ресурс» представляющие производственные отделения холдинга (рис.3).


Рис.3.

Основными достоинствами данной организационной структуры является усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов, быстрая реакция на местные запросы и изменение спроса потребителей и т д.

К недостаткам данной структуры управления можно отнести:

Дублирование функций в аппаратах управления, и как следствие рост управленческих затрат;

Слабый контроль за целевым использованием финансовых ресурсов порождающий злоупотребления со стороны менеджеров компании.

Поэтому уже в 20-х годах 20 века компании «Дюпон» и «Дженерал моторс» начали использовать измененную дивизиональную структуру управления получившую название мультидивизионная (М-структура).

Главное отличие М-структуры от чисто дивизиональной структуры управления дочерними обществами, заключается в следующем. При построении дивизиональной структуры взаимоотношения основного общества и дочернего строятся на принципе участия в капитале.

Основное общество оценивает деятельность дочерних структур по выплачиваемой ей прибыли. Оппортунизм менеджеров дочерних компаний проявляется в первую очередь в предоставлении неполной информации о результатах деятельности, что затрудняет выбор рациональных стратегических решений руководством основного общества.

Менеджеров дочерних структур, конечно, можно периодически контролировать и увольнять, но это требует существенных затрат.

М-структура дополняет дивизиональное разделение четкой контрактацией, т.е. системой договоров и уставных документов дочерних компаний, обязательных для исполнения и дающих материнской компании право перераспределять ресурсы: единая система бухгалтерского учета, внутреннего аудита, обязанности перечислять всю прибыль и защищать собственные инвестиционные проекты перед генеральной дирекцией и т.п.

В результате генеральная дирекция, имеющая при себе расширенный штат советников и консультантов, полностью сосредоточена на решении стратегических вопросов, распоряжается всеми внутренними финансовыми ресурсами и направляет их в те дочерние структуры, которые предлагают наиболее эффективные проекты. Мультидивизиональная структура управления дочерними обществами представлена на рис.4.


Рис.4.

Ускорение темпов научного прогресса, необходимость в быстрой разработке новых видов продукции и услуг приводит к необходимости скорейшего осуществления проектных разработок в организациях и их дочерних обществах. Приведенные выше структуры управления дочерними обществами не позволяют органично включить управление научно- исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в структуру управления основного общества.

Для решения данной проблемы в организации выделяются полуавтономные группы, которые концентрируются на выполнении того или иного проекта. Указанным группам делегируются полномочия управления дочерними обществами необходимыми для реализации того или иного проекта. Такая структура управления наиболее выгодна для предприятий осуществляющих оперативные разработки в областях, где необходима концентрация усилий в тех или иных областях на переменной основе. Например, работы в области разработок продукции оборонной промышленности.

организационный автомобильный управление инновационный

ВВЕДЕНИЕ

Конкретное выражение организация производства, организация отдельной отрасли промышленности находят, прежде всего, в их структуре.
Структура производства представляет собой соотношение между различными ступенями и звеньями производства, но формам их связи, в их общем объеме. Различают две взаимодополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных позиций основной объект организаций производства. Каждая подструктура в организации производства выступает как самостоятельный элемент по отношению к другой структуре.
Производственная структура представляет собой состав и мощность производственных предприятий, входящих в единое производственное отделение, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том,что условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его производственной и общей структуры. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Цели курсовой работы заключаются в системном исследовании общей и производственной структуры предприятия.
Достижение поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-рассмотреть понятия «общая» и «производственная» структура предприятия, их сходство и различие;
- изучить виды производственной структуры предприятия;
- исследовать анализ общей и производственной структуры на примере ОАО «АВТОВАЗ»
- описать пути совершенствования производственных структур на примере ОАО «АВТОВАЗ»
Объектом исследования курсовой работы является общая и производственная структура, а предметом исследования является особенности структуры предприятия.
Объект, цель и задачи работы определили следующие методы исследования - наблюдение, анализ, моделирование.
Логика решения поставленных задач определяет структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе работы рассмотрены понятия «общая» и «производственная». Структура предприятия, виды производственной структуры.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ производственной структуры ОАО «АВТОВАЗ»
В третьей главе работы разработаны пути совершенствования производственной структуры ОАО «АВТОВАЗ».

Глава 1. ПОНЯТИЯ «ОБЩАЯ» И «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ»
СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ, ВИДЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

1.1. Производственная структура предприятий

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.
Общая структура предприятия – комплекс производственных подразделений, обслуживающих хозяйств, органов управления организаций и учреждений социальной сферы.
Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия.
К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия. В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, без цеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.
Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.
По характеру деятельности цехи подразделяются на:
- основные, вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;
- вспомогательные (энергетически е, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу основных цехов;
- обслуживающие цехи и хозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранению материально-технических ресурсов и готовой продукции;
- побочные цехи, изготавливающие продукцию из отходов основного производства или их утилизирующие;
- экспериментальные (исследовательские) цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий.
Основные цехи делятся на заготовительные обрабатывающие и сборочные.
Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческих подразделений предприятия.
Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.

1.2 Факторы, определяющие производственную структуру

Производственная структура предприятий весьма разнообразна и формируется под влиянием следующих факторов:
- тип производства, уровень его специализации и кооперирования;
- номенклатура выпускаемой продукции, используемые товарно-материальные ресурсы, способы их получения и обработки;
- масштабы производства;
- характер производственного процесса в основных, вспомогательных, побочных и подсобных цехах;
- состав оборудования и технологического оснащения производства (универсальное, специальное или нестандартное оборудование, конвейерные или автоматизированные линии);
- система организации обслуживания оборудования и его текущего ремонта (централизованная или децентрализованная);
- уровень требований, предъявляемых к качеству продукции;
- способность производства быстро и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции;
- степень конструктивно-технологической однородности продукции.
Основная задача производственной структуры предприятия - обеспечить рациональную организацию производственного процесса в пространстве. Для этого при размещении отдельных подразделений на территории предприятия руководствуются следующими основными принципами:
- расположение цехов по ходу производственного процесса. Для обеспечения принципа прямо точности основные цехи должны размещаться на территории предприятия по ходу производственного процесса: заготовительные > обрабатывающие > сборочные;
- расположение складов у входа / выхода предприятия.
- размещение производственных объектов с обеспечением рациональности перевозок. Цехи, склады и иные объекты производственной инфраструктуры предприятия должны размещаться так, чтобы обеспечить кратчайший путь движения материалов и наименьший пробег транспортных средств в ходе производственного процесса (без обратного и встречного движения, излишних пересечений);
- возможность наращивания и модифицирования производственной структуры. Объекты на территории предприятия и его подразделений должны размещаться так, чтобы была возможность их дальнейшего расширения и реконструкции с минимальными затратами времени и ресурсов.

1.3 Виды производственной структуры

Известны три типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).
Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей (цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе).
Для цехов с предметной формой специализации характерны разнообразное оборудование и оснастка, но узкая номенклатура деталей или изделий. Оборудование подбирается в соответствии с технологическим процессом и располагается в зависимости от последовательности выполняемых операций, го есть используется принцип прямо точности. Такое формирование цехов характерно для предприятий серийного и массового производства.
Предметная структура позволяет организовать конвейерное производство, расставить оборудование по ходу технологического процесса, применить высокопроизводительное оборудование и компьютерную технологию, которые способствуют сокращению пути движения деталей, упрощают и удешевляют межцеховую транспортировку продукции, способствуют сокращению длительности, производственного цикла.
Предметная форма специализации цехов, также как и технологическая, имеет свои преимущества и недостатки.
Основные преимущества:
- простое согласование работы цехов, так как все операции по изготовлению кон­кретного изделия сосредоточены в одном цехе; ,
- устойчивая повторяемость производственного процесса;
- повышение ответственности руководителя цеха за выпуск продукции в установленные сроки, требуемого качества и количества;
- упрощение оперативно-производственного планирования;
- сокращение производственного цикла;
- уменьшение числа и разнообразия маршрутов движения предметов труда;
- сокращение потерь времени на переналадку оборудования, уменьшение меж операционного времени;
- создание условий, благоприятных для внедрения поточных методов производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Данные преимущества приводят на практике к повышению производительности труда рабочих и ритмичности производства, к снижению себестоимости продукции, росту прибыли и рентабельности и к улучшению других технико-экономических показателей. Однако имеются и существенные недостатки, к числу которых относятся:
- ограниченная номенклатура выпускаемой продукции;
- узкая предметная специализация цехов, не в состоянии выпускать требуемую номенклатуру изделий без дорогостоящей их реконструкции;
- выпуск ограниченной номенклатуры предметов труда целесообразно применять только в случае больших объемов их выпуска.
Технологическая структура предполагает четкую технологическую обособленность отдельных видов производств. При такой структуре в цехах выполняется определенная часть технологического процесса, состоящая из нескольких однотипных операций при широкой номенклатуре обрабатываемых деталей. При этом в цехах устанавливается однотипное оборудование, а иногда даже близкое по габаритам. Например, литейное производство, кузнечно-штамповочное, механическое. Здесь производство построено по принципу технологической специализации, когда каждый участок выполняет технологические операции определенного вида.
Данный вид производственной структуры предприятия имеет определенные преимущества и недостатки. К числу основных преимуществ относятся:
- облегчается техническое руководство процессом производства за счет небольшого разнообразия операций и оборудования;
- создаются более широкие возможности для регулирования загрузки оборудования, организации обмена опытом, применения рациональных технологических методов производства;
- обеспечивается большая гибкость производства при освоении выпуска новых изделий и расширении изготавливаемой номенклатуры без существенного изменения уже применяемого оборудования и технологических процессов.
Недостатками структуры являются:
- нарушается принцип прямо точности, затрудняется согласование работы цехов, в связи с удлинением маршрутов движения предметов труда в заготовительных и обрабатывающих цехах;
- удлиняется производственный цикл, увеличивается объем незавершенного производства;
- усложняется и удорожает внутризаводское кооперирование;
- ограничивается ответственность руководителей подразделений за выполнение только определенной части производственного процесса.
По технологическому принципу формируются в основном цехи на предприятиях единичного и мелкосерийного производства, выпускающие разнообразную и неустойчивую номенклатуру изделий.
На практике часто встречается смешанная производственная структура при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная - предметно.
На предприятиях с простым производственным процессом применяется без цеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок - совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция.
При корпусной производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов.
На предприятиях с многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия (чугун, сталь, прокат).

Глава 2. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «АВТОВАЗ»

Волжский автомобильный завод (Волжский автозавод) (сокращенное название - ВАЗ и АВТОВАЗ)– крупнейший автомобилестроительный российский завод по производству легковых автомобилей. Именно поэтому рассмотрение его общей и производственной структур представляет интерес.
Рассмотрим общую структуру ОАО «АВТОВАЗ»:

Дочерние и зависимые общества

Доля

Компания

Деятельность

100
ОAО "Лада-Сервис"
оптовая и розничная торговля автомобилями, запасными частями и автоаксессуарами, внешнеэкономическая и инвестиц ионная деятельность
100
ОAО "АвтоВАЗагро"
сдача имущества в аренду, оказание транспортных услуг, выращивание и реализация саженцев декоративных деревьев и кустарников
100
ОAО "АВТОВАЗтехбытсервис"
химчистка, стирка и крашение спецодежды
100
Коммерческий Банк "ЛАДА-КРЕДИТ" (ЗАО)
осуществление банковских операций
100
ОAО "АВТОВАЗТРАНС"
осуществление грузовых и пассажирских перевозок
100
ОAО "Борма"
производство, переработка и реализация сельхозпродукции
100
ЗАО "ИНКОВАЗ"
оказание трансфер-агентских услуг, брокерская, дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению ценными бумагами, а также услуг по подготовке и оформлению документов по регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссий
100
Закрытое акционерное общество "Инвестиционно-финансовая компания"
инвестиционно-финансовая деятельность
100
ЗАО "Лада-Имидж"
торговля запасными частями производства ОАО "АВТОВАЗ""
100
ЗАО "Лада-ИжАвто"
управление юридическими лицами и оказание управленческих услуг, оптовая торговля автомобилями, запасными частями и автоаксесуарами
100
ЗАО финансово-строительная компания "Лада-Дом"
строительство жилья
100
ОAО "Развитие и оптимизация систем энергетического менеджмента"
разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к энергетике, электротехнике, а также в области промышленного строительства

Продолжение таблицы

Компания
Деятельность
100
ОAО "ТЕВИС"
оказание услуг потребителям в обеспечении их тепловой энергией, горячей и холодной водой
100
ОAО "Тольяттинская энергосбытовая компания"
распределение электроэнергии, оптовая торговля электрической и тепловой энергией
100
ОAО "Электросеть"
деятельность по эксплуатации электрических сетей; монтаж, наладка и ремонт энергообъектов, электроэнергетического оборудования; энергоустановок; производство, передача, распределение электроэнергии
100
Holisbridge Holdings Limited
учреждение, приобретение, управление, участие в любых коммерческих и деловых операциях
100
ООО "Хоккейный клуб ЛАДА"
развитие хоккея в Самарской обл., формирование и подготовка хоккейных команд для участия в национальных и международных чемпионатах и турнирах
100
ООО "АВТОВАЗ-перспектива"
создание (реконструкция) производственных мощностей; монтаж, переналадка, ввод в эксплуатацию оборудования; строительные работы; услуги в сфере содействия занятости населения городского округа Тольятти Самарской области
100
ООО "Реформинг-центр"
создание (реконструкция) производственных мощностей; монтаж, переналадка, ввод в эксплуатацию оборудования; строительные работы; услуги в сфере содействия занятости населения г.о. Тольятти Самарской области
100
ООО "ЛАДА-ЛИЗИНГ

100
ООО "ЛАДА-ФИНАНС
организация, разработка и внедрение различных программ кредитования и страхования для физических лиц, финансирование дилерских центров
100
ООО "Гостиница "Юбилейная"
оказание гостиничных услуг
100
ООО "Гандбольный клуб ЛАДА"
организация и проведение массовых соревнований по гандболу; развитие и поддержка детского и юношеского гандбола; финансовая поддержка ГК; финансовое и материальное обеспечение ГК профессионалов
100
ООО "ГРУППА АВТОВАЗ"
управление юридическими лицами в качестве исполнительного органа; управление интеллектуальной собственностью; операции с движимым и недвижимым имуществом
100
ООО "Автомобильная Торговая Компания "АВТОВАЗ"
торговля транспортными средствами, техобслуживание и ремонт, организация и управление оптовыми и розничными сетями по продаже транспортных средств, комплектующих и запчастей к транспортным средствам
100
ООО "Управляющая компания "АВК-групп"
операции и управление недвижимым имуществом
99,99
LADA HOLDING S.A.
участие в любой форме в компаниях Люксембурга и зарубежных, приобретение путем покупки, подписки или иным образом, а также передача путем продажи, обмена или иным образом акций, облигаций, долговых облигаций, векселей и др. ценных бумаг любого типа

Продолжение таблицы
Компания
Деятельность
99,97
ЗАО "Промышленное строительство"
строительство и ремонт
98
ООО "Управляющая Компания Социального консорциума "Лада-Траст "
оказание консультационных услуг
92,2
ОAО "БЕРЕЗИНА-ЛАДА"
, осуществление иной коммерческой деятельности
90,76
ОAО "Гомель-Лада"

90,1
ОAО "Производство специальных автомобилей "БРОНТО"
изготовление автомобилей и автомобильной техники, в том числе специального назначения, узлов и агрегатов для них
90
ЗАО "АвтоВАЗ-Шер
грузовые и пассажирские авто- и авиаперевозки
85,88
ОAО "Двина-Лада" (Беларусь)

84,72
ЗАО "Завод строительных материалов"
производство керамического кирпича, добыча глины, эксплуатация карьеров
84
ООО Медицинская страховая компания "АСКО-ВАЗ"
оказание услуг страховой медицины
83
ООО "ЭКОКОМ"
переработка промышленных отходов
74,99
ОAО "АВТОВАЗТОРГСНАБ"
сдача в аренду торговых площадей
73,6
ООО "МОГ"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
71,6
ОAО "Неман-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей
69
ЗАО "Лада-Мононор"
производство товаров народного потребления
66
ООО "АВТОЦЕНТР"

61,76
ОAО "Норд-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей к ним, осуществление иной коммерческой деятельности
56,1
Совместное ОAО "Минск-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей к ним, осуществление иной коммерческой деятельности
54,84
ОAО "Якутск-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51,43
ОAО "Череповец-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51,11
ОAО "Брест-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности

Продолжение таблицы
Компания
Деятельность
51,09
ОAО "Строгино-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51,08
ОAО " АВТОВАЗРЕМБЫТТЕХНИКА
ремонт и обслуживание сложной бытовой техники
51
ЗАО "Общество занятости АВТОВАЗ-ТРИЗА"
создание рабочих мест
51
Акционерное общество "ЛАДА-ГОНИО"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей
51
ОAО "СИТОРАЛАДА"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51
ООО "Уфа-АВТОВАЗ"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51
ООО "Химки-ВАЗ"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей к ним, осуществление иной коммерческой деятельности
51
ООО "Элекс-Полюс"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51
Inmeko Group Aps
торговая и финансовая деятельность
51
ООО "Навои-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
51
ООО "АВТОВАЗэнерго"
распределение электроэнергии; деятельность по обеспечению работоспособности электростанций и электрических сетей
50,05
ЗАО "БРЦ АвтоВАЗзапчасть"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
50,03
Товарищество с ограниченной ответственностью "Ишим-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
50,03
Товарищество с ограниченной ответственностью "Иртыш-Лада"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей; осуществление иной коммерческой деятельности
50
ОAО "Лифтэлектросервис"
техобслуживание внутридомового электрооборудования

Продолжение таблицы
Компания
Деятельность
50
ЗАО "ВАЗСИСТЕМ"
продажа оргтехники
50
ЗАО "ВАЗТРАСТ"
управление юридическими лицами, в т.ч. посредством осуществления полномочий единоличного исполнительного органа, оказание управленческих и иных услуг
50
ОAО "Волжско-Камская финансово-промышленная группа" Центральная компания финансово-промышленной группы
коммерческая деятельность
50
ЗАО "АРМЕНИЯ-ЛАДА"
гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей, реализация автомобилей и запасных частей, осуществление иной коммерческой деятельности
50
LADA HELLAS S.A.
торговля автомобилями
50
LADA PARTS HELLAS S.A.
торговля запасными частями
50
ЗАО "ТехноСоюз"
подготовка и реализация металлических отходов черных и цветных металлов
50
FerroVAZ Gesellscaft fur Export,Import und Engineering mbH
экспорт и импорт продукции, машин, оборудования и запчастей

Автомобильный комплекс включает в себя следующие основные производства:
В состав производственных единиц ОАО «АВТОВАЗ» входят:
- металлургическое производство (МтП);
- прессовое производство (ПрП);
- сборочно-кузовное производство (СКП);
- механосборочное производство (МСП);
- производство пластмассовых изделий (ППИ);
- опытно-промышленное производство (ОПП);
- производство пресс-форм и штампов (ППШ)

Предприятие состоит из 185 цехов, из них основных - 55, вспомогательных - 96, станкостроительных - 19, научно-технических - 16, а также функциональных отделов. Работы по обеспечению и обслуживанию производства сконцентрированы в крупных специализированных цехах. Общая численность работающих на предприятии - около 160 тысяч человек. Из них 97,5 тысяч человек - промышленно-производственный персонал. При этом, средний разряд рабочих составляет 3,71 (в т.ч. основных - 3,36, вспомогательных - 3,98). Коэффициент сменности работы металлорежущего оборудования в основном производстве - 1,78; во вспомогательном - 1,27. Фондоотдача - 0,884.
Высшим органом управления ОАО "АВТОВАЗ" является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган. Председателем правления является президент. Заместителем председателя правления является исполнительный вице-президент.
Члены совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" являются представителями акционеров и несут перед ними ответственность за успешное развитие общества.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" осознает свою ответственность перед акционерами и считает своей главной целью добросовестное и компетентное исполнение обязанностей по управлению обществом, обеспечивающее поддержание и рост стоимости акций, а также защиту и возможность реализации акционерами своих прав.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" в своих решениях исходит из необходимости действовать справедливо по отношению ко всем акционерам, и не может учитывать интересы только какой-либо одной группы акционеров. Он обеспечивает создание системы выявления и урегулирования потенциальных конфликтов интересов.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" отвечает за надлежащее функционирование системы раскрытия и распространение информации о деятельности общества.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" обеспечивает ведение постоянного диалога с акционерами.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" обеспечивает формирование и реализацию стратегии развития общества.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" дает оценку планов по реформированию общества и обеспечивает контроль за их реализацией.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" создает прозрачную систему оценки своей деятельности в целом и каждого члена совета директоров в отдельности.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" обеспечивает создание системы управления бюджетом общества.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" осознает, что деятельность общества затрагивает интересы широкого круга лиц как внутри общества, так и во внешней среде. Поэтому совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" определяет принципы отношений с различными группами:
- служащими ОАО ""АВТОВАЗ"";
- дочерними и зависимыми обществами;
- акционерами дочерних и зависимых обществ;
- поставщиками и потребителями;
- кредиторами
- органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В соответствии с уставом общества руководство текущей деятельностью ОАО "АВТОВАЗ" осуществляется единоличным исполнительным органом - президентом ОАО "АВТОВАЗ" и коллегиальным исполнительным органом - правлением ОАО "АВТОВАЗ".
Правление общества действует на основании устава и положения о правлении.
Совет директоров ОАО "АВТОВАЗ" при назначении президента и членов правления основывается на обеспечении наиболее эффективного осуществления функций, возложенных на исполнительные органы общества.
Члены коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества обязаны раскрывать информацию о владении ценными бумагами ОАО "АВТОВАЗ", а так же о продаже и (или) покупке ценных бумаг ОАО "АВТОВАЗ".
Среднесписочная численность работников ОАО "АВТОВАЗ" в 2011 году составила 106 197 человек.
Общая площадь завода ОАО "АВТОВАЗ" составляет 580 га.
Рассмотрим производственную структуру ОАО « АВТОВАЗ»:
Производственная структура предприятия ОАО «АВТОВАЗ» представлена на рис.1.

Рис. 1. Производственная структура ОАО «АВТОВАЗ»

Производственный процесс изготовления автомобиля проходит при тщательном контроле качества в несколько этапов. Кузов - как самая ответственная часть изготавливается непосредственно в кузовном производстве ОПП ВАЗа. Сборка осуществляется в специально оборудованном цехе ЗАО "Супер-Авто" на комплексных постах, оснащенных всей необходимой оснасткой и инструментом. Про такие автомобили можно без натяжки сказать, что это машина ручной сборки - почти все технологические операции проводятся специалистами фирмы вручную, как, например, на знаменитом заводе «Роллс-Ройс». Далее производится полная стендовая диагностика готового автомобиля и его ходовые испытания с последующей регулировкой агрегатов. Каждый автомобиль попадает в дождевальную камеру, где проходит тест на влагопроницаемость салона. Потом машины испытывают на роликовом стенде. А затем каждый автомобиль проходит от 40 до 50 километров под управлением сотрудника ОТК фирмы. И если после столь серьезной проверки обнаруживаются какие-то неполадки, специалисты фирмы устраняют их до того, как авто попадет на стоянку готовой продукции.
Технологические потоки предприятия выстроены с учетом полнокомплектного изготовления автомобиля, обеспечения его высокого качества.
Сварка и доводка кузова производится на специализированном участке сварки, располагающимся на площадях СКП ОАО "АВТОВАЗ", оснащенном современным сварочным оборудованием, оснасткой и инструментом, позволяющим получить высокое качество геометрии кузова и его лицевых поверхностей. Изготовление кузова производится на основе комплекта серийных кузовных деталей, поставляемых ОАО "АВТОВАЗ" и комплекта оригинальных деталей изготавливаемых сторонними Поставщиками.
Окраска кузова производится в окрасочной линии основного производства ОАО "АВТОВАЗ" в строгом соответствии с заводской технологией подготовки и окраски кузовов. Окрашенный кузов после завершения всех операций транспортируется в цех сборки автомобилей ЗАО "Супер-Авто".
Сборочное производство цеха сборки автомобилей организовано на основе ручной постовой сборки с использованием современного универсального сборочного оборудования оснастки и инструмента. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Длина главного сборочного конве
и т.д.................