Танки второй мировой. Танковая разведка

Формально в Wold of Tanks есть только один общий класс легких танков (ЛТ), но на деле среди машин этого класса выделяются «обычные» и «светляки». Первые, как правило, исторически предназначались для поддержки пехоты, а в игре выполняют примерно ту же роль, что и средние танки их уровня. «Светляками» же в Wold of Tanks принято называть разведывательные машины, которые имеют повышенный обзор , хорошие рации и замечательную подвижность , расплачиваясь за это, прежде всего, особым балансным распределением. Если стандартом сейчас считается диапазон +/-2 уровня (на танке 4 уровня вы не должны видеть никого выше 6 уровня), то для «светляка» этот разброс обычно вдвое больше. И только в сторону повышения.

До недавнего времени большинство «чистых светляков» вообще не могли попасть в «топ» команды, и не факт, что нынешние поблажки останутся надолго. Как правило, на танках-разведчиках играют фанаты этого класса, которые не скупятся на прокачку экипажей и дополнительные модули, да и игровой опыт у них повыше среднего. И когда такой монстр попадает в «топ», у него есть все шансы вырезать команду противника, не давая себя даже обнаружить.

Есть еще некие «переходные» машины, которые считались, вроде как, «светом», но не очень опасным, поэтому им всегда позволяли попадать в «топ». Классика жанра — Pz.38nA и А-20 . Первый был в свое время лучшим «подкустовым» разведчиком, а второй отличался самой высокой скоростью. Впрочем, после постоянных правок баланса и ввода множества новых ЛТ самых невероятных конструкций прежняя граница между «боевыми ЛТ» и «разведывательными ЛТ» размылась окончательно. Дело дошло до того, что в игре появился гибрид ЛТ и ПТ, который почти одинаково хорош в обоих ролях. Но об этом ниже.

А пока ограничим выборку для этого топа легкими танками с 4 по 7 уровень. Танки 1-3 уровня не имеют достаточных радиусов обзора и связи, чтобы работать полноценным «светом», а ЛТ 8 уровня уже не могут ограничиваться только разведкой — их балансный вес и мощные орудия обязывают наносить урон врагу напрямую.

Порядок рассмотрения танков будет основываться на выборке по данным wot-news.com (http://wot-news.com/stat/server/ru/norm/ru) за последний месяц. Это у других классов можно судить об эффективности по нанесенному урону, точности, выживаемости… А для разведчика главный критерий — победа. И даже выживаемость не так уж и показательна, поскольку почти в каждом бою имеет смысл отвлечь на себя противника перед решающей атакой союзников — правило первого залпа никто не отменял. Так что, ранжируем ЛТ по проценту побед и отдельно выносим те, которые по сути «светляками» не являются.

T2 Light Tank

Уровень: 2;

Страна: США;

Побед: 53.57%;

Всего машин: 14956.

И сразу же — исключение. Этот танк не попадает в наше ограничение по уровню, обзор и рация у него никудышние, балансит его стандартно — не выше 4 уровней. Но именно Т2 LT является каноничным ротным «светляком». Суть в том, что в ротах не актуальны дальние рейды по тылам, да и пассивный свет тоже малоэффективен. Чаще всего требуется быстро проскочить перед предполагаемой позицией врага, чтобы понять, есть ли там вообще кто-нибудь. И тут невероятная скорость Т2 в сочетании с отличной маневренностью и малыми размерами перевешивают все недостатки. Кроме того, Т2 занимает всего два очка, что критично для ротных боев.

Кстати, было бы ошибкой считать, что высокий процент побед Т2 Light Tank является следствием одних только ротных боев. Не забывайте, что это премиумная машина, которая остается у игрока надолго. И, в отличие от «проходных» танков, на Т2 катется прокачанный экипаж. Добавим сюда сочетание «барабана» с отличной подвижностью, и получим настоящий кошмар «песочницы».

1. M24 Chaffee

Уровень: 5;

Страна: США;

Побед: 51.33%;

Всего машин: 5274.

Когда в Wold of Tanks вводили первую тройку ЛТ пятого уровня, разразилась нешуточная форумная баталия, мол Т-50-2 — имба, а VK28.01 ни на что не годится! За всеми спорами о скромном американце с несуразно большой топовой башней как-то позабыли. Ну да, обзор хороший — может светить из кустов. Ну да, пушка отличная — может быстро разобрать арту. Ну да, маневренность превосходная, но толку с нее при такой динамике? Стабилизатор дают поставить? А зачем? Тогда еще мало кто понимал, что уникальное сочетание подвижности, огневой мощи и точности на ходу позволяет «Чаффи» запросто расправляться как с коллегами-ЛТ, так и с «толстокожими» ТТ, которых немец не в состоянии «закаруселить», а Т-50-2 просто не пробивает. Ну и с обязанностями разведчика М24 справляется отлично. Да, скорость слабовата и разгон вялый, но с такой маневренностью можно буквально уворачиваться от вражеских снарядов. А еще лучше — вообще не лезть на рожон и пользоваться отличным радиусом обзора.

Теперь-то об этом знают все, но эффективная игра на M24 Chaffee все равно требует большого опыта, знания карт и игрового чутья.

Valentine

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 50.62%;

Всего машин: 7751.

Премиумный «Валентайн» — еще одно исключение в этом топе. По сути это даже «антипод светляка», поскольку с прошлого года его не балансит выше 4 уровней, а значит, он постоянно находится «в топе». Но, как ни странно, именно тактика боя на «Валентайне» больше всего напоминает то, что называется «разведка боем». Пушка у этого танка никогда не считалась хорошей, а сейчас и подавно, но зато сочетание приличного обзора и хорошей брони позволяет ему идти первым и «подсвечивать» противников союзной артиллерии и ПТ-САУ.

Впрочем, не будем обманывать себя, высокий процент побед на «Валентайне» — это следствие того, что на этих уровнях часто встречаются новички с необученными экипажами. Премиумные машины тут всегда будут в выигрыше.

2. T71

Уровень: 7;

Страна: США;

Побед: 50.37%;

Всего машин: 47233.

Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, почему этот танк настолько эффективен. Высокая подвижность, обзор и скромные габариты позволяют ему без каких-либо оговорок отлично выполнять роль как пассивного, так и активного «светляка». Но в дополнение к «разведывательным» характеристикам он оснащен просто великолепной пушкой с барабаном заряжания, которая имеет 175 мм бронепробиваемости обычным и 220 мм «золотым» снарядом (на уровне ТТ того же уровня!), а также позволяет отгрузить до перезарядки в среднем 900 единиц урона. Успокаивает лишь то, что благодаря популярности этого монстра, не так уж и часто встретишь за его рычагами опытного игрока.

3. Т-50-2

Уровень: 5;

Страна: СССР;

Побед: 50.13%;

Всего машин: 29613.

«Мопед», «НЛО», «Полтинник» или «Сорок восьмой» не нуждается в особых представлениях. До ввода физики Т-50-2 перемещался на поле боя по таким траекториям, которые не снились даже болидам «Формулы 1». Полный разворот на скорости 70 км/ч с радиусом метров 15? Запросто! И на выходе скорость почти не упадет!

С вводом физики Т-50-2, конечно, немного сдал. Теперь в резких поворотах его заносит, а на перекопанных картах очень легко потерять гусеницы. Но он по прежнему остается основным ротным «светом», если сетап позволяет выделить пять очков.

Кстати, броня у Т-50-2 не так уж и плоха, игроки то и дело жалуются на аномальные рикошеты и непробития об это НЛО. То же самое можно сказать и про 57 мм пушку, позаимствованную у Т-34. Вроде, ничего особенного, у «Чаффи» орудие гораздо лучше, но если зазеваешься, то не успеешь оглянуться, как Т-50-2 нафарширует твою корму снарядами.

4. Aufklärungspanzer Panther

Уровень: 7;

Страна: Германия;

Побед: 50.06%;

Всего машин: 17980.

Новичок из патча 0.8.5 уверенно заслужил звание самой ужасной машины в стоке, да и в топовой конфигурации не тянет на звание хорошего разведчика. Мало того, что у него огромные габариты, слабый (для такой массы) двигатель и неважная маневренность — ему даже 400 метров обзора не дали! Однако любителям немецкой техники не привыкать, они заранее запаслись свободным опытом для вывода «Разведпантеры» в топ и готовы каждый бой разоряться на премиумные снаряды, изображая из себя нормальную «Пантеру» , у которой есть L100, пробивающая 200 мм обычными бронебойными... Одна радость — когда удается подловить вражеского «светляка» на таран. Частенько бывает так, что добивать бедолагу уже не нужно.

Но пускай вас не обманывают высокие результаты «разведпантеры». Сейчас ее катают только те, кто знал, на что шел. Дождитесь следующего теста, опробуйте эту машину сами, и только тогда принимайте решение о покупке. Очень уж специфичен этот аппарат.

T-80

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 49.82%;

Всего машин: 168046.

Еще один новичок, но на этот раз не разведчик, а самый обычный танк поддержки пехоты. На первый взгляд, ничего особенного он из себя не представляет, всего 35 мм брони, почти та же пушка, что и на предыдущем танке… Но посмотрите на углы наклона этой самой брони! Да и пушка, прямо скажем, для 4 уровня очень хороша.

Т-80 не ставит рекорды подвижности, обзор у него тоже немного не тот, чтобы «светить», но все же на фоне коллег по уровню, имеющих аналогичное балансное распределение, этот танк смотрится очень прилично.

5. ELC AMX

Уровень: 5;

Страна: Франция;

Побед: 49.6%;

Всего машин: 91051.

Французская «Елка» — уникальная машина. Реальный прототип был легким десантным танком, который можно было сбрасывать с парашютом. Правда, необходимость выдержать минимальные габариты привела к тому, что расположение мехвода мешало вращению башни, поэтому круговой обстрел был возможен только с места. Разработчики из Wargaming решили не морочить игрокам голову башней, которая крутилась бы только в стоячем положении, и просто сделали угол вращения сильно ограниченным, превратив ELC AMX , по сути, в ПТ-САУ. А если вспомнить, что топовая пушка D 914 имеет аж 170 мм бронепробиваемости при 240 единиц разового урона обычным снарядом, получится, что «Елка» — это хорошая ПТ-САУ. Погодите, но ведь это ЛТ! С очень низким силуэтом и бонусом к масикровке! Вдобавок, у ELC AMX феноменальная скорость заднего хода, которая позволяет отступить после выстрела еще до того, как противник успеет получить от сервера информацию о вашем засвете. В общем, «Елка» была бы великолепна в роли ПТ, если бы не очень уж медленная перезарядка и убогие углы вертикальной наводки.

Что касается разведки, то тут подводит не самый лучший обзор, но главное — совершенно никудышняя рация. С другой стороны, попасть в ELC AMX даже сложнее, чем в Т-50-2, так что, в умелых руках француз способен составить конкуренцию признанному «НЛО». Ну а если придется забежать в такие дали, где не будет добивать рация, можно вспомнить про пушку, выносящую почти любую артиллерию с пары выстрелов. Главное — избегать таранов. Даже несильные столкновения с другими легкими танками чреваты потерей большей части здоровья.

6. VK 28.01

Уровень: 6;

Страна: Германия;

Побед: 49.29%;

Всего машин: 24873.

Когда-то игрокам удалось вытребовать для «Толстопарда» максималку в 72 км/ч и гаубицу калибром 10.5 см. Но похоже, что после ввода продажи премиумных снарядов за серебро VK 28.01 стал слишком уж круто гнуть рандом. 150 мм бронепробиваемости, 350 единиц урона — и все это на шустрой машинке, которую ни один СТ не догонит. 2-3 тысячи урона за бой на нем стали вполне обычным делом, а расходы на снаряды… Да кто их считает, когда идет такой экшн!

Довоевались. В патче 0.8.5 «Толстопарда» перевели с 5 на 6 уровень, вместе с тем обрезав ему скорость с 72 км/ч до 60, а обзор с 400 до 390 метров. Следующий патч, судя по предварительным данным, принесет нерф премиумных снарядов.

В общем, VK 28.01 пока еще жив, но ровно до тех пор, пока его гаубицу можно заряжать волшебными кумулятивами.

7. M5

Уровень: 4/4;

Страна: Китай/США;

Побед: 49.24%/49.08%;

Всего машин: 88091/85818.

Эти два танка формально являются одной и той же машиной, но разработчики выдали им разные топовые башни с разными орудиями. Американец получил открытую башню с «фугасницей», которая позволяет больно кусаться 75-мм кумулятивами. Китаец может позволить себе закрытую и намного лучше бронированную башню с хорошим «дыроколом», но вместе с тем имеет радиус обзора на целых 20 метров меньше, чем у заокеанского родственника. Мало того, американец лучше поворачивает, но у китайца мощнее двигатель, да и максимальная скорость выше. В итоге один лучше проявляет себя в качестве пассивного «света», а второму ближе активная роль. Но, как видно из таблицы, эффективность обоих машин очень близка.

Вот только сохранится ли статус-кво после ожидаемого ослабления премиумных снарядов? Огневая мощь американского М5 может из-за этого сильно пострадать.

8. WZ-131

Уровень: 7;

Страна: Китай;

Побед: 49.09%;

Всего машин: 20637.

Формально WZ-131 — тоже легкий разведчик, у которого все характеристики принесены в жертву подвижности и незаметности. Это действительно так, но помимо всех достоинств хорошего разведывательного танка, WZ-131 имеет 100-миллиметровое достоинство, способное пристыдить некоторые СТ того же уровня. Собственно, ровно такая же пушка стоит на премиумном СТ восьмого уровня Type 59 , который многие считают «имбой» и лучшей машиной для заработка кредитов в Wold of Tanks.

При этом WZ-131, в отличие от «барабанщиков», совсем не обязательно торчать на виду у врага, чтобы реализовать свою огневую мощь. Выстрелил — и убежал на перезарядку. Так гораздо надежнее и безопаснее чем пытаться улучить момент, когда можно будет забежать в корму противнику.

9. VK 16.02 Leopard

Уровень: 5;

Страна: Германия;

Побед: 48.73%;

Всего машин: 30708.

Переезд на пятый уровень преобразил старого доброго «Лео» . Ему, правда, немного срезали максимальную скорость, не добавили брони, да и здоровья могли бы побольше дать, но все искупает чудо-пушка 3 cm M.K.103 . Этот пулемет заряжается кассетами на 4 очереди по 3 снаряда по 30 единиц здоровья. Итого в среднем — 360 урона, которые можно выписать буквально за пару секунд. Если учесть бронепробиваемость в 95 мм (обычным ББ) и 110 (подкалиберным снарядом), а также вспомнить про обожаемый всеми леоводами таран, получается практически гарантированный мгновенный вынос всех танков пятого уровня в ситуации 1 на 1. Исключение — только тяжелые танки, которые лучше не таранить, а по старинке «каруселить».

В качестве разведчика «Лео», пожалуй, тоже стал лучше. Больший запас здоровья позволяет переживать хотя бы одно попадание из Д-25Т и других крупнокалиберных орудий, которые раньше гарантированно ваншотили. Но с новой пушкой геймплейный акцент все же сместился в сторону активного боя. В конце концов, «Лео» стал снова попадать в топ, а это значит, что надо «тащить».

10. PzKpfw II Luchs

Уровень: 4;

Страна: Германия;

Побед: 48.7%;

Всего машин: 61734.

Свято место пусто не бывает. С переездом VK 16.02 Leopard на уровень выше его прежнюю позицию занял PzKpfw II Luchs (он же «Рысь»), который был одним из самых веселых танков 3 уровня. Замена не может похвастать такой прочной и рикошетной броней (а ведь от «Лео» частенько рикошетили снаряды «Фердинандов» и даже 704-х объектов!), но зато «Рысь» заметно шустрее старшего брата. Да, советский Т-50 все еще заметно быстрее набирает скорость и круче закладывает виражи, но даже при такой разнице PzKpfw II Luchs можно запросто ввести в скольжение. А это значит, что большая маневренность попросту не нужна. Чего не скажешь о базовом обзоре. Тут «Рысь» — почти чемпион среди ЛТ 4 уровня, уступая только Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. и американскому M5 Stuart, признанным мастерам «подкустового света».

Не будем забывать и о пушке. «Рысь» получил тот же дезинтегратор, что и «Леопард», только с другой «формулой барабана». Вместо четырех очередей по три снаряда «Рысь» выдает пять очередей по два. Итого — в среднем 300 урона за один присест. Добавить тараном уже не получится (при такой массе получается себе дороже), поэтому 1 на 1 «Рысь» не такой страшный противник, как новый «Лео». Но при использовании подлой тактики добивания подранков и внезапных набегов можно спокойно набивать тысячу-полторы урона. При этом чем крупнее дичь, тем лучше, ведь PzKpfw II Luchs способен закрутить даже «Черчилля», который славится своей шустрой башней.

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в зтой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.ll и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем, специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.ll, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.ll Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.ll Ausf.G - VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66р мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK 903Ь).

Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.ll Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа, большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ иТ-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.LLuchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа

Luchs («Лухс» - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличи*/ от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.ll, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.HI модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Nr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFFII. (Один серийный танк Pz.ll Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-ци-линдровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.е.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Месапо», механической синхронизированной коробки передач ZFAphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостан-цией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f». Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel - 18. Все зти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.ll Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

Танк VK 1602 представлял собой развитие опытного VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался как машина поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода - VK 901 и VK 903 - и имел аналогичное вооружение. VK 1601 получил армейский индекс Pz.ll Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всем остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая Пантера».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50-80 мм, корпуса - 20- 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 и 2800 мм по ширине и высоте соответственно. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопарда» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным - 60 км/ч). Особенность машины - кормовое расположение трансмиссии, нетипичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц - 350 мм. Экипаж - четыре человека.

Изготовление прототипа началось 30 апреля, а закончилось 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжелых разведчиков». Серийное производство планировалось в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение неудивительно, ведь для разведки боем «тяжелый разведчик» оказался слишком тяжелым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.lll, «Леопард» был вооружен точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими маневренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что кроме прототипа ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегченном варианте - без командирской башенки.

Тактико-технические характеристики PzKpfw.II Ausf.L "Luchs"

Боевая масса, т....................................11,8
Экипаж, чел..............................................4
Габаритные размеры, мм:
длина................................................4630
ширина.............................................2480
высота..............................................2210
клиренс..............................................400
Толщина брони, мм:
лоб корпуса..........................................30
борт и корма........................................20
крыша и днище...................................10
лоб башни............................................30
борта....................................................20
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе...........................................60
по местности....................................30
Запас хода, км:
по шоссе............................................290
по местности.....................................175
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.............................30
ширина рва, м...................................1,6
высота стенки, м................................0,7,
глубина брода, м................................1,4
Удельное давление, кг/см2..........................0,98
Удельная мощность, л.с./т.................16,7

Разведывательный танк «Лухс». На чертеже:

I - 20-мм пушка KwK 38; 2 -бортовой смотровой прибор механика-водителя; 3 - антенна радиостанции Fspr «f»; 4 - антенна радиостанции FuG 12; 5-направляющее колесо; 6 - опорный каток; 7 - ведущее колесо; 8 - телескопический амортизатор; 9 - люк радиста; 10 - люк меха-ника-водителя; 11-люк заряжающего; 12 - люк командира; 13 - лючок для пуска сигнальных ракет; 14 - броневой стакан антенного внода; 15 - прибор наблюдения радиста; 16 - прибор наблюдения механика-водителя; 17 - фара со светомаскировочной насадкой; 18 - кормовой люк башни; 19 - глушитель; 20 - выхлопная труба; 21 - спаренный пулемет MG 34

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 11"2001

Разведка, разведчики... В нашем воображении возникают подобные призракам фигуры, которые неожиданно появляются и тихо, бесследно исчезают. Скрытность - основное условие успеха. Ну а как себе представить танк в разведке? Каковы его тактико-технические характеристики? Прежде всего размеры машины и масса ее должны быть невелики. Это облегчит маскировку и даст возможность пройти и по мягкому грунту, и через легкий мостик. К таким танкам предъявлялось и еще требование - высокая скорость при низком уровне шума.

И вот на рубеже 20-30-х годов родился легкий разведывательный танк, переняв эту «эстафетную палочку» у танкетки. Вначале он был,по сути дела, развитием этой линии танков. Причем во вновь созданных машинах можно было использовать уже освоенные промышленностью автомобильные агрегаты: двигатели, коробки передач и дифференциал в качестве механизма поворота.

Английские легкие танки Виккерс-Карден-Лойд МкVII (1929 г.) и МкVIII (1930 г.) послужили как бы прикидкой перед строительством на протяжении всех 30-х годов большой серии разведывательных машин. Первым среди них был легкий танк МкI . На нескольких выпущенных образцах отрабатывались различные системы ходовой части, подвески и вооружения. Одни машины имели листовые полуэллиптические рессоры в качестве упругого элемента подвески при сблокированных попарно опорных катках, другие -5 (модификация МкI А) - спиральные рессоры. В качестве вооружения использовались пулеметы Виккерса, калибра 7,71 мм (с водяным охлаждением ствола), либо крупнокалиберные - 12,7 мм, а на МкI А4 Е10 устанавливались оба сразу - один над другим. Броневые листы крепились на болтах к каркасу из уголков, причем лобовые детали располагались с большим углом наклона. Модификации МкII и МкIII несколько отличались формой корпуса и башни. На них была установлена радиостанция, что для разведчика, естественно, крайне важно. Дальнейшим вариантом был разведчик МкIV (1932 г.). У него уже корпус служил конструктивным элементом (к нему крепился движитель и агрегаты моторно-трансмиссионной группы). Ленивец отсутствовал. Эти изменения позволили снизить вес машины на 0,2 т (по сравнению с МкIII - 4,5 т). Оба образца были вооружены одним крупнокалиберным (12,7-мм) и одним 7,71-мм пулеметами. Скорость машин серии МкIV благодаря установке более мощного (88 л. с.) двигателя достигла 59 км/ч. Запас хода равнялся 210 км.

В 1931 году во Франции была принята программа моторизации армии, в которой важное место уделялось созданию семейства легких разведывательных машин, как гусеничных, так и колесных. Один из результатов программы - разработанный фирмой Рено легкий танк АМR VT образца 1933 года. Машина имела оригинальную подвеску с использованием гидравлических (масляных) амортизаторов. Двигатель располагался справа от боевого отделения. В 1934-1935 годах было выпущено 123 машины этого типа, которые, войдя в состав кавалерийских полков и специальных разведчастей, приняли участие в боях 1939-1940 годов. Они отличались высокой скоростью и неплохой проходимостью, но были слабо вооружены и ненадежны в эксплуатации. Поэтому специалисты решили улучшить этот образец, для чего установили новый двигатель, упростили подвеску (гидравлические амортизаторы были заменены каучуковыми блоками), усилили вооружение (в трех вариантах: пушка 23-мм или пулемет 13,2-мм, спаренные с 7,5-мм пулеметом, или два 7,5-мм пулемета). Скорость же машины (получившей обозначение АМRZT образца 1935 г.) и проходимость остались прежними. Однако условия работы экипажа улучшились: агрегаты машины стало обслуживать куда легче. Были усовершенствованы и приборы наблюдения, Масса танка достигла 6,5 т. АМRZT (выпущено 200 шт.) состояли на вооружении французской армии в начале второй мировой войны.

В 1934 году шведская фирма Ландс-верк создала, используя автомобильные агрегаты (двигатель, коробка передач), разведывательный танк L а-100. Его разработкой руководил немецкий инженер с заводов Круппа О, Меркер. Машина обладала множеством новшеств: индивидуальной торсионной подвеской опорных катков, наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов, конической башней и перископическими прицелами. Очень высокая удельная мощность - 29 л. с. позволила развить большую скорость. Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя конструктивные решения «разведчика», создать более тяжелый «универсальный» танк, поэтому L а-100 и не пошел в серию.

Японцы тоже не отставали в создании малых разведывательных танков, хотя сплошь и рядом, пользуясь отсутствием у противника (китайцев) противотанковой артиллерии, применяли их для сопровождения пехоты. Первым японским легким танком (собственно танкеткой) был малый танк «2592». Вооружение его - 1 пулемет - было слишком слабым даже для такой машины. В 1937 году он был заменен новым малым танком обр. «97» ТК (из обозначения видно, что его продолжали считать танкеткой). «97» сохранил ходовую часть своего предшественника, специально разработанную японскими конструкторами и послужившую основой для последующих машин (катки спарены на «коромыслах» с горизонтально расположенной спиральной пружиной в качестве упругого элемента, спрятанной в бронированную трубу). ТК внешне был схож с танкеткой «2592», но внутренняя компоновка изменилась: двигатель поместили в кормовой части (у «92» справа по борту), и теперь это был дизель почти вдвое большей мощности. Танк получил и пушечное вооружение. Следует отметить большой угол наклона лобового броневого листа - достоинство, слегка испорченное выступающей будкой водителя. Использовали ТК часто не по назначению - опять же для сопровождения пехоты. На его базе создали грузовой транспортер, разведывательную машину с открытой рубкой без вооружения и танк для наведения управляемых по радио машин.

БРОНЕВАЯ РАЗВЕДКА

Главный штаб французской армии не был удовлетворен разведчиком АМR из-за слабости его вооружения. Считалось, что кавалерийским соединениям нужны легкие танки, которые, помимо разведки, могли бы поддержать всадников в бою (особенно в рейдах по тылам противника). Поэтому конструкторам было дано задание разработать на базе АМR новую машину с усиленным вооружением и бронированием. И здесь опять-таки всех обогнал Рено. Созданный им танк АМС-35 в 1935 году был принят на вооружение во французской армии. Это была машина, имевшая массу 14,5 т, вооруженная 25мм или 47-мм пушками и пулеметом. Толщина брони достигала 40 мм, управлял же танком экипаж из 3 человек. Однако увеличение массы даже при установке более мощного двигателя (180 л. с.) не могло не сказаться на скорости - она не превышала 40 км/ч. Этих машин было выпущено 150 штук. Они участвовали в боевых действиях 1939-1940 годов и состояли на вооружении еще и в бельгийской армии.

Англичане, продолжая модернизировать свой легкий разведывательный танк, улучшали в первую очередь его ходовые качества. В 1934 году появилась модификация МКV (боевая масса 4,83 т, вооружение - 1 - 12,7-мм и 1 - 7,71-мм пулеметы, экипаж - 3 человека), а в 1935 году - МкVI . Башни машин были оборудованы командирской башенкой и имели вращающийся полик. Танки МкVI выпускались вплоть до 1940 года (всего построено около 1200 штук), четыре их варианта незначительно отличались конструкцией башни и ходовой части. Несколько сотен этих легких машин в ходе боев в Северной Франции в мае 1940 года погибли или достались немцам. Британская армия использовала их массово и в Северной Африке в 1940-1941 годах.

Обладая только пулеметным вооружением, танки оказались очень уязвимыми от огня даже стрелкового оружия. Вот почему английские танкисты в 1941 году с большой радостью пересели на легкие американские машины МЗ. До начала 70-х годов англичане больше не строили легких разведывательных танков.

В пустынях Северной Африки «тонкокожие» британские разведчики встретились, по существу, с таким же, как и сами, «анахронизмом», только лучше вооруженным, - это был итальянский разведчик L 6/40.

В 1935-1936 годах фирма «Фиат - Ансальдо» занялась разработкой танка, лучше вооруженного и бронированного, чем танкетка СУ-3/35. В результате работ было создано несколько моделей 5-тонной машины, вооруженной 37-мм пушкой. Она была предшественницей разведывательного танка L б/40 (легкий, 6-тонный, обр. 1940 года). Его ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек была торсионной, а направляющее колесо (для увеличения опорной поверхности) опущено на землю.

Танк L 6/40 выпускался в 1940- 1942 годах (всего построено, считая и самоходные установки на его базе, 283 штуки) и состоял на вооружении итальянской армии до момента капитуляции страны в сентябре 1943 года, а затем использовался немцами. Это была довольно неплохая и надежная машина, однако слабо вооруженная и бронированная. И тем не менее ее длинноствольная пушка оказалась эффективным оружием для борьбы на африканском фронте с плохо вооруженными английскими бронетранспортерами и легкими танками.

В составе итальянской армии L 6/40 воевали и на территории СССР в 1942 году. Тогда они были ее самыми мощными танками. Ясно, что сравнивать их с советскими боевыми машинами того времени бесполезно, счет будет не в пользу «итальянцев».

Созданная на базе L б/40 самоходная противотанковая установка (СУ) вооружалась 47-мм полуавтоматической пушкой с клиновым затвором. Ее бронебойный снаряд весил 1.65 кг и имел начальную скорость 775 м/с. Корпус самоходной установки был полностью бронирован 15-мм листами; экипаж, как и у танка, состоял из 2 человек. Эти машины еще могли сражаться с легкими танками англичан, но для борьбы со средними и тяжелыми машинами не годились. Таким образом, и танк L 6/40 и СУ на его базе устарели уже в момент своего рождения.

В начале 1940 года, когда в Европе шла война, на вооружение Красной Армии поступил разведывательный плавающий танк Т-40 Он был создан конструкторским коллективом во главе с Н. А. Астровым. Корпус машины, изготовленный из катаных листов, соединенных сварными швами или клепкой, в верхней своей части (для обеспечения плавучести и устойчивости на воде) был уширен. В корме, в специальной нише, уст анавливались винт и руль. Двигатель размещался в средней части корпуса справа. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Радиостанции имелись только на командирских машинах.

Такие танки, в конструкции которых использовались автомобильные агрегаты, были просты в изготовлении, их могли строить автомобильные заводы. Это было большим преимуществом. Танки Т-40 выпускались в 1940 и в первой половине 1941 года. Они отличались хорошей проходимостью и маневренностью на воде. Вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона. Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные


с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. е., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать «зенитным» танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построен но 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

Англичане, «увлекавшиеся» разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой войны полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5..

Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированиём и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их построено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации МЗА1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их «Генерал Стюарт». Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

С июля 1943 по 1944 год под маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вариант танка. Внешне схожий с МЗАЗ, он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма МАN , получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки V К901 и V К1601. Прототип новой машины - V К1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием Т-IIL , или «Лухс» («Рысь»), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось «на бумаге» и намерение вооружить «Лухс» 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

ТАНКИ-РАЗВЕДЧИКИ

Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ

(Техника молодежи №10 за 1980 год)

Материал предоставлен: Alex Lee


В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.

Были такие машины и в Красной Армии, В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.

Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой воины полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5.

Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их по строено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

С июля 1943 по 1944 год маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вар| ант танка. Внешне схожий с М3А3 он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием T-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

На заставке изображен советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.

Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202, 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.

Рис. 57. Американский легкий танк МЗА1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.

Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. c. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.

Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.

Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и . Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.


В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.

Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons

В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.

Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.

Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.


Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net

В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.

Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.


Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. "Разведчики боем"

Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.

Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.

Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.

В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.


Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net

В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.

В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.

Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.

Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.


Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru

Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.

В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.

В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.


Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net

К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.

Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.

В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.

К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.


Музейный образец. Фото Modelwork.pl

В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.

На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.

Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.

Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.


Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com

Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.

Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.

Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.

По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.


Музейный танк "выступает" перед зрителями. Фото Pro-tank.ru

Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.

Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.

Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.

Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.