Высшим органом товарищества собственников жилья является. Жилищное право россии. В договор управления необходимо включить пункты

Членство и органы управления ТСЖ

Как возникает членство в товариществе собственников жилья?

Согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Если в многоквартирном доме такое товарищество создано, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать его членами после возникновения у них права собственности на помещения. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Каковы органы управления товарищества собственников жилья?

В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Общее собрание является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания относятся:

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ или федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания также может быть отнесено решение иных вопросов. Общее собрание имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. В уведомлении о проведении общего собрания указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствуют более половины членов или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с п. 2, 6, 7 и 12 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление полномочно принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества. Правление является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство его членов. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль над своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Согласно ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Военная организация государства: понятие и структура

Военное строительство является важнейшей составной частью деятельности, направленной на реализацию такой функции государства, как защита Отечества. Политические установки по вопросам военного строительства и, в частности...

Гражданско-правовой статус акционерного общества

Важнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров...

Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь - его функции заключались в налаживании внешней торговли, командовании вооруженными силами, сборе дани...

Права акционеров

Правові системи країн Британської Співдружності націй

В даний час у всіх країнах Британської Співдружності в тій чи іншій формі діє система англійського загального права. Простіше перерахувати держави, що входять до Співдружності, в яких діють інші системи права, ніж англійське загальне право...

Правовое положение производственного кооператива

В ст. 5 Устава Международного кооперативного альянса в качестве самого первого принципа, которому должна соответствовать любая организация, претендующая на статус кооператива...

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ

Акционерное общество одно из наиболее сложных организационно- правовых форм юридического лица. В ней предполагается наличие нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции...

Правовые положения акционеров: защита их прав и законных интересов

Акционерное общество одно из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В ней предполагается наличие нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции...

Производственный кооператив. Структура управления и правовая регламентация

Членство в производственном кооперативе предполагает личное трудовое и иное участие членов в его деятельности, тогда как, например...

Процесс создания и функционирования общественных объединений

В соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения должны иметь фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть только физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д...

Структура, состав и порядок формирования органов управления обществ и товариществ оказывают определяющее влияние на их деятельность. Поэтому они должны обеспечить максимум демократизма...

Для оперативного руководства товариществом предусмотрен более мобильный и менее многочисленный орган управления - правление.

Общее руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

В обязанности правления в соответствии со ст. 148 ЖК РФ входит:

  • 1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;
  • 2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;
  • 3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;
  • 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
  • 5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;
  • 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • 7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • 8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;
  • 9) выполнение иных вытекающих из устава ТСЖ обязанностей.

По сути, правление является коллегиальным органом управления, наиболее близким эквивалентом которого является совет директоров хозяйственного общества. Оно избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. При этом количество членов правления законодательно не установлено, впрочем, как и подробный порядок его функционирования. Подразумевается, что подобные вопросы должны находить отражение в уставе конкретного товарищества.

Правление считается исполнительным органом товарищества, оно выбирает из числа своих членов председателя, который обеспечивает выполнение решений правления и имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества согласно п. 2 ст. 149 ЖК РФ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

При перечислении органов, участвующих в деятельности ТСЖ, нельзя не упомянуть о ревизионной комиссии либо ревизоре ТСЖ.

Ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ обязана:

  • 1) проводить не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
  • 2) представлять общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
  • 3) отчитываться перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Из вышеизложенного видно, что у товариществ достаточно серьезно проработанный механизм управления многоквартирным домом. Кроме того, товарищество имеет целый ряд властных полномочий, направленных на реализацию процедуры управления имуществом дома.

В частности, товарищество вправе:

  • 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом (в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о привлечении управляющей организации для содержания многоквартирного дома), а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;
  • 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели;
  • 3) устанавливать на основе принятой на год сметы доходов и расходов товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • 4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
  • 5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
  • 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
  • 7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

Кроме того, в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе:

  • 1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
  • 2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
  • 3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;
  • 4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;
  • 5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах, ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Также ТСЖ в судебном порядке может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

Кроме того, в соответствии с нормами п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления ТСЖ в соответствии с уставом ТСЖ.

Кроме того, ТСЖ является юридическим лицом и имеет собственное обособленное имущество. В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

Средства ТСЖ состоят из:

  • 1) обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • 2) доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
  • 3) субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
  • 4) прочих поступлений.

Для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью. ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

  • 1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • 2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  • 3) сдача в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ при должном подходе может стать вполне приемлемым способом организации содержания многоквартирного дома в новых условиях. Однако на пути этого существует целый ряд препятствий. Наиболее существенной, по моему мнению, является проблема определения правовой природы денежных средств, поступающих в распоряжение товарищества. В силу того что товарищество не является организацией, ставящей своей целью получение прибыли и распределение ее между своими участниками, денежные средства, поступающие в товарищество в виде целевых взносов от своих членов, стоит рассматривать как целевое финансирование. В то же время доход, который товарищество может получать от сдачи в аренду общего имущества в составе многоквартирного дома, следует рассматривать как доход от предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью финансирования основной уставной деятельности товарищества.

Практика создания товариществ собственников жилья в Республике Татарстан

По данным (март 2007года) Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на сегодняшний день в Республике Татарстан в 75% жилищного фонда многоквартирных домов собственников помещений определились со способом управления домом. Для сравнения, по России этот процент не превышает 15%.

В случаях, где собственниками не выбран способ управления многоквартирным домом, открытый конкурс по выбору управляющей организации, органы местного самоуправления проводят самостоятельно. Дату конкурса назначают органы местного самоуправления. Сегодня по республике дата не определена еще ни в одном районе, городе, поэтому у собственников жилья еще есть время самостоятельно определиться со способом. И до конца года (2008), доля домов, в которых сами собственники выбирали способом управления, может увеличиться до 80-85%.

На сегодняшний день в республике создано 775 ТСЖ (в Казани - 358 ТСЖ) и 366 ЖСК (в Казани - 309 ЖСК).

Опрошенные Intertat. ru (Официальный Портал Правительства Республики Татарстан) собственники жилья практически в один голос признали создание ТСЖ самым привлекательным вариантом управления многоквартирным домом. Хотя проблемы в их создании и функционировании возникают, но они продолжают утверждать, что в доме должен быть хозяин.

Органы управления

Общее собрание членов ТСЖ - высший орган управления товарищества

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ или иными федеральными законами.

14) уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции.

Общее собрание членов ТСЖ имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

> 1/2 присутствующих 1

≥ 2/3 членов ТСЖ 2

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

≥ 2/3 членов ТСЖ

≥ 2/3 членов ТСЖ

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

> 1/2 присутствующих

≥ 2/3 членов ТСЖ

> 1/2 присутствующих

100% всех собственников в доме

Правление – исполнительный орган

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов ТСЖ;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и их увольнение;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Председатель правления

1) действует без доверенности от имени товарищества;

2) подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов ТСЖ;

3) разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов ТСЖ правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Ревизионная комиссия (ревизор)

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Актуальные вопросы деятельности ТСЖ

В чем разница между общим собранием собственников и общим собранием членов ТСЖ?

Общее собрание собственников многоквартирного дома – это собрание всех граждан и представителей юридических лиц (организаций, учреждений, предприятий), владеющих на праве собственности помещениями (не только квартирами, но и магазинами, аптеками, барами и другими помещениями), расположенными в данном доме. При этомсобственники помещений могут и не быть членами ТСЖ . Это ваше право, но не обязанность. Не хотите вступать в ТСЖ - никто не заставит вас это сделать помимо вашей воли. Право участвовать в управлении делами дома вы не потеряете, поскольку основные вопросы жизнедеятельности дома решает общее собрание собственников.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома принимает решения по наиболее важным вопросам жизни дома:

    реконструкция многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительство хозяйственных построек, зданий, сооружений, строений;

    принятие решений о пределах использования земельного участка , на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (например, установка ограждений);

    ремонт общего имущества многоквартирного дома ;

    передача в пользование общего имущества в многоквартирном доме (например, сдача в аренду подвала);

    выбор способа управления многоквартирным домом (например, создание ТСЖ).

Напоминаем, что решения по первым четырем вопросам принимаются не менее чем 2/3 голосов собственников помещений дома.

Общее собрание ТСЖ – это собрание собственников квартир и помещений дома, которые вступили в члены ТСЖ. Вступить в члены ТСЖ можно проголосовав за создание ТСЖ на общем собрании собственников, если ТСЖ только создается, или подав заявление о вступлении в члены уже существующего в вашем доме ТСЖ.

Общее собрание членов ТСЖ является органом управления ТСЖ, а не всего дома. Поэтому в общем собрании ТСЖ, в отличие от общего собрания собственников, могут принимать участие и голосовать только члены ТСЖ.

Общее собрание членов ТСЖ вправе принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции законом (см. таблицу «Функции органов управления ТСЖ») или уставом товарищества. Поэтомупо вопросам, которые затрагивают интересы всех собственников дома, а не только членов ТСЖ, целесообразно проводить общее собрание собственников.

Конечно, эти вопросы можно решить и на общем собрании ТСЖ, но только в том случае, если это не нарушает прав и законных интересов собственников. Любой собственник имеет право оспорить решение ТСЖ в судебном порядке.

По всем вопросам, по которым для принятия решения требуется не менее 2/3 голосов собственников, целесообразно оформлять протоколы не от имени общего собрания ТСЖ, а все-таки от имени общего собрания собственников многоквартирного дома. И уведомлять о проведении такого собрания необходимо всех собственников.

Как ТСЖ может распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома?

ТСЖ имеет право предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме , в частности, сдавать в аренду или внаем.При этом закон требует соблюдения прав и законных интересов собственников.

Дело в том, что общее имущество принадлежит всем собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности . Причем, продать эту долю отдельно от своей квартиры нельзя. Точно также нельзя потребовать выдела своей части чердака, подвала или крыши.

У всех собственников есть право участвовать в определении судьбы общего имущества. Чем больше площадь квартиры, тем больше доля в общем имуществе и тем больше голосов у собственника на общем собрании. К общему имуществу относится следующее:

    межквартирные лестничные площадки;

    лестницы;

    лифты, лифтовые шахты;

    коридоры;

    технические этажи;

  • подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения (технические подвалы);

  • ограждающие несущие и ненесущие конструкции;

    механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (квартиры);

    земельный участок с элементами озеленения и благоустройства;

    иное имущество дома, которое не является частью ни одной из квартир и предназначено для обслуживания более одного помещения (квартиры).

Общее собрание ТСЖ вправе принимать решения о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме. Для принятия такого решения необходимо 2/3 голосов членов.

Но такое решение ТСЖ будет считаться законным при условии, что оно не нарушает права и законные интересы иных собственников помещений в доме, в том числе и не являющихся членами ТСЖ. Их мнение тоже должно учитываться. Поэтому несмотря на то что у ТСЖ есть право самостоятельно решать вопросы, связанные с передачей в пользование общего имущества дома, целесообразно все-таки выносить их на рассмотрение общего собрания собственников.

Решение общего собрания собственников будет основанием для заключения договора аренды или другого договора, регламентирующего передачу части общего имущества в пользование. Подписывать договор от имени товарищества будет председатель ТСЖ. Но составлять договор самостоятельно не стоит. Лучше определить на общем собрании условия договора аренды (объект, сроки, цена) или другого договора, а за его составлением обратиться к юристу. Причем расходы на юридическую помощь могут быть покрыты за счет членских взносов и обязательных платежей. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда юристу придется платить уже в суде.

На что живет ТСЖ?

Средства ТСЖ состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества, доходов от хозяйственной деятельности и субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставления коммунальных услуг и т. п.

Структура обязательных платежей членов ТСЖ и платы за жилье и коммунальные услуги, которую обязаны вносить собственники, не являющиеся членами ТСЖ, примерно одинакова. Все они несут расходы на содержание и ремонт жилого помещения, текущий и капитальный ремонт общего имущества и управление домом. Кроме того, они обязаны оплачивать коммунальные услуги.

Размер обязательных платежей и порядок их внесения устанавливается решением общего собрания членов ТСЖ. Но это решение распространяется только на членов ТСЖ.

Как быть с собственниками – не членами ТСЖ? Отношения между ними и ТСЖ должны регулироваться договорами. В договоре должен быть отражен порядок оплаты жилья и коммунальных услуг и определения их стоимости (например, содержаться ссылка на тарифы, установленные администрацией города или обслуживающей организацией).

Как быть, если собственник отказывается заключить такой договор с ТСЖ? Заключение договора с ТСЖ – это не право, аобязанность собственника . То есть даже если собственник уклоняется от заключения договора, отказывается вносить платежи за жилищно-коммунальные услуги, ТСЖ вправе взыскать с него свои убытки, связанные с расходованием собственных средств ТСЖ на содержание его доли в общем имуществе и предоставление коммунальных услуг. Это расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг по договорам ТСЖ с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями.

Поэтому во избежание судебной тяжбы и риска отнесения на себя не только расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, но и всех судебных расходов ТСЖ (госпошлины, оплаты услуг адвоката и т. п.), проще уж заключить договор с ТСЖ и своевременно вносить платежи за жилье. Или вступить в члены ТСЖ и самому участвовать в определении размера обязательных платежей. Тем более что все льготы и субсидии на оплату жилья в ТСЖ сохраняются .

Другое дело, что уже у самого ТСЖ могут возникнуть проблемы с компенсацией из соответствующего бюджета средств, затраченных на предоставление собственникам этих льгот. Но проблема решается путем своевременного заключения соглашений с органом местного самоуправления, которому эти средства в виде субвенций переводятся из федерального или республиканского бюджета. И муниципалитет обязан перечислять эти средства на счет ТСЖ для покрытия расходов товарищества на предоставление льгот. Если муниципалитет вовремя не перечислит эти средства, то не надо стесняться и необходимо взыскивать их через суд. Этот порядок может измениться, и вместо муниципалитета эту работу будут выполнять органы социальной защиты.

Вступительные взносы, как и обязательные платежи, устанавливаются решением общего собрания ТСЖ. Вступительные взносы – плата, взимаемая при вступлении в ТСЖ новых членов. Расходование вступительных взносов производится в соответствии с уставом ТСЖ. Кроме вступительных, общим собранием ТСЖ могут устанавливаться и иные взносы (регулярные членские взносы, целевые взносы и т. п.) в соответствии с уставом. Общим собранием может быть принято решение и не устанавливать вступительные и иные взносы.

ТСЖ может заниматься хозяйственной деятельностью. Эта деятельность не должна быть коммерческой, а может осуществляться только для достижения уставных целей товарищества. Так, ТСЖ может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме (например, ремонтировать квартиры жильцов), т. е. принять на себя функции обслуживающей организации или управляющей компании. ТСЖ даже может строить дополнительные помещения в доме и другие объекты общего имущества. Ну и, конечно же, источником доходов ТСЖ могут стать поступления от аренды части общего имущества в многоквартирном доме. Как решать вопросы аренды и распоряжения общим имуществом - уже сказано ранее.

Доходы от хозяйственной деятельности используются для оплаты общих расходов или направляются на другие цели, предусмотренные уставом. Например, за счет этих доходов ТСЖ может построить детскую площадку (или места для отдыха взрослых), автостоянку, огородить территорию красивым забором, установить домофон или отремонтировать водопровод в одном из подъездов. Как расходовать эти деньги – вы решаете сами, на общем собрании членов ТСЖ. Но строго в рамках устава!

Как вступить в ТСЖ?

Членами ТСЖ становятся граждане и организации, которым на праве собственности принадлежат жилые и/или нежилые помещения в многоквартирном доме и которые на общем собрании собственников проголосовали за создание ТСЖ. Членство в ТСЖ возникает с момента регистрации товарищества в качестве юридического лица.

А если в доме ТСЖ уже существует, то вам необходимо подать в правление товарищества письменное заявление о вступлении в члены ТСЖ и уплатить вступительный взнос, если таковой установлен общим собранием.

Выйти из ТСЖ тоже несложно. Достаточно подать заявление о выходе из ТСЖ в правление. В случае прекращения прав собственности на квартиру (помещение) в доме членство в ТСЖ прекращается автоматически. Кроме того, устав ТСЖ может предусматривать случаи принудительного прекращения членства в ТСЖ (исключения за неправомерные действия, нарушение обязанностей по внесению платежей и взносов и т. п.).

Заключение

Итак, ТСЖ – это не просто способ управления домом, а особая организационно-правовая форма хозяйственной деятельности, которая позволяет решать общие проблемы дома и получать при этом доходы от этой деятельности. ТСЖ, как и любая организация, способно зарабатывать деньги, которые вместе с нашими взносами направляются на содержание дома, ремонт общего имущества, обустройство территории. Таким образом, ТСЖ способно обеспечить сохранность и приумножение нашего капитала – квартиры и создать благоприятные условия проживания в доме.

Примечание:

При подготовке части 1 использована брошюра «Что такое ТСЖ» КРОО

«Центр развития информационного общества Карелии «ИНСО», которая автором рецензировалась, им же и написано введение в этой брошюре, а также внесено ряд поправок в текст этой брошюры.

Приложение 1

Примерный устав ТСЖ

УТВЕРЖДЕН

Решением общего собрания членов

Товарищества собственников жилья

"_____________________________"

(Протокол от № _______)

В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В настоящей статье допущена серьезная неточность. Коллегиальный исполнительный орган юридического лица, каким является правление согласно ст. 147 ЖК РФ, не может осуществлять свои функции без единоличного исполнительного органа. Особенности управленческой деятельности диктуют, что от имени юридического лица необходимо осуществлять формальные действия (подписывать договоры, банковские и бухгалтерские документы и др.), которые более присущи одному физическому лицу, чем группе лиц.

Во избежание сложностей в разделении компетенции и в целях защиты прав и интересов третьих лиц законодательная практика регулирования юридических лиц, создаваемых в разных организационно-правовых формах, устанавливает либо единоличный исполнительный орган, либо одновременно коллегиальный и единоличный исполнительные органы. В ст. 149 ЖК РФ также предусмотрено избрание единоличного исполнительного органа - председателя правления, а в числе органов управления, названных в ст. 144 ЖК РФ, этот орган почему-то отсутствует. Иначе, чем оплошностью, это объяснить вряд ли возможно.

Органами управления товарищества собственников жилья являются: общее собрание членов товарищества, правление и председатель правления товарищества. В товариществах собственников жилья действуют два исполнительных органа: коллегиальный и единоличный, что требует четко разделить полномочия между этими органами в уставе товарищества.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Высший орган управления товарищества собственников жилья состоит из членов товарищества. Квалифицирующим признаком члена товарищества является наличие у него на праве собственности жилого помещения в том доме или в одном из домов, в котором создано товарищество. Устав товарищества является его единственным учредительным документом, поэтому все важные для деятельности общего собрания отношения должны быть урегулированы в этом документе. Общее собрание как высший орган товарищества вправе рассмотреть любой вопрос, касающийся деятельности товарищества, в сроки и в порядке, установленные в уставе товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Жилищным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных выше также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Безусловно, перечисленные в ст. 145 ЖК РФ полномочия общего собрания товарищества не исчерпывают его компетенции. Вопросы о порядке приема и процедуре выхода из товарищества также должны быть предусмотрены уставом. Принятие решений по этим вопросам может быть отнесено к компетенции общего собрания.

Некоторые вопросы общее собрание должно решать только совместно со всеми собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества. К ним относятся, в частности, вопросы, касающиеся ремонта, перестройки общих помещений дома, надстройки и реконструкции дома, приобретения в собственность собственниками дома прилежащих земельных участков, ведение на них различных видов строительства и др. Все действия, затрагивающие общее имущество в доме, его инженерные коммуникации и оборудование, прилежащие земельные участки должны быть согласованы со всеми собственниками жилых помещений дома, не являющимися членами товарищества, так как все они несут бремя содержания имущества дома и имеют законные права на это имущество. Согласно , долевые собственники пользуются и распоряжаются совместным имуществом по согласию всех собственников.

Определенные вопросы должны рассматриваться только один раз в год, но ежегодно. Это предполагает обязательное проведение общего собрания членов товарищества как минимум один раз в год. К таким вопросам относятся: утверждение годовой бухгалтерской отчетности, отчетов ревизионной комиссии (ст. 150 ЖК РФ), правления товарищества (ст. 147 ЖК РФ), принятие решений об использовании доходов, полученных товариществом за год, и др.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Подготовка, созыв и проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья относится к компетенции правления товарищества (ст. 149 ЖК РФ). Однако созвать общее собрание вправе как любой член правления по своей инициативе, если того требуют обстоятельства, так и председатель правления, председатель ревизионной комиссии, поскольку полномочия ревизионной комиссии как контрольного органа ей это позволяют. Созвать и предварительно подготовить общее собрание вправе также члены товарищества, если правление не делает этого по их настоятельной просьбе. При этом в уставе должно быть установлено, какое количество членов товарищества вправе требовать созыва общего собрания.

Часть 1 ст. 146 ЖК РФ весьма неопределенно устанавливает субъектный состав лиц, наделенных правом требовать созыва и проведения общего собрания членов товарищества, поэтому более детально указанные вопросы должны быть разрешены в уставе товарищества.

Помимо обязательных способов уведомления, названных в ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, возможны и другие (дополнительные), например размещение объявления о проведении общего собрания на видном месте в доме.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня (ч. 2 ст. 146 ЖК РФ).

Кроме перечисленных в ч. 2 сведений, которые должны быть указаны в уведомлении о проведении общего собрания, каждый член товарищества обязательно извещается о порядке ознакомления с материалами, которые будут обсуждаться на собрании (см. ст. 45 ЖК РФ).

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Кворум общего собрания определяется от количества голосов членов товарищества (их представителей), а не от количества голосов присутствующих на собрании. Это отличает такое собрание от общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. 45 ЖК РФ).

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7, 12 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Иными словами, наиболее важные для деятельности товарищества вопросы решаются квалифицированным большинством голосов от числа голосов всех членов товарищества. В уставе может быть установлен такой же порядок решения других вопросов, не указанных в законе, но предусмотренных уставом.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Во избежание нарушения прав членов товарищества устав должен содержать точно определенный круг вопросов, решение которых возможно путем проведения заочного голосования. Общее годовое собрание членов товарищества должно проводиться только в очной форме. Лишь промежуточные и внеочередные общие собрания и по определенным уставом вопросам могут проводиться путем заочного голосования, если в уставе товарищества предусмотрена такая форма проведения общих собраний. Если устав дозволяет проведение общих собраний членов товарищества посредством письменного опроса, то в нем необходимо четко разработать порядок поведения таких собраний.

Согласно ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества . Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Поскольку общее собрание членов товарищества имеет неограниченную компетенцию и вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности товарищества, компетенция правления является остаточной. Вместе с тем, чтобы избежать совмещения компетенции двух органов, в уставе следует определить обстоятельства, в силу которых тот или иной вопрос, входящий в компетенцию исполнительного органа, разрешается высшим органом управления.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Порядок избрания членов правления определяется уставом так же, как срок и порядок прекращения деятельности членов правления. Общее собрание в любой момент вправе прекратить деятельность члена правления или всего состава правления (это должно быть предусмотрено уставом) и избрать новый состав правления. Количественный состав правления также устанавливается уставом и должен зависеть от числа членов товарищества.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

Данное положение противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает и его избрание собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества - см. ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

Порядок работы коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья удобнее всего закрепить в положении о правлении, которое утверждается общим собранием членов товарищества. Все решения правления оформляются письменно и подписываются председателем и секретарем или тем лицом, которое вправе вести заседание правления в отсутствие председателя. В решении указывается, кто и как голосовал по каждому вопросу. Все протоколы заседаний и решения правления хранятся товариществом, пока оно существует.

В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Хотелось бы отметить, что статья 148 ЖК РФ имеет некорректное название: фактически в ней речь идет о компетенции правления товарищества. Все вопросы, отнесенные к компетенции того или иного органа, подлежат решению законными способами тем органом, на который возложено исполнение определенных функций. Выполнение возложенных функций осуществляется через реализацию предоставленных полномочий и исполнение обязанностей. Сочетание прав и обязанностей юридического лица дает ему возможность исполнять свои функции.

Среди перечисленных в ст. 148 ЖК РФ обязанностей правления следует выделить те, которые правление как коллегиальный орган просто не в состоянии решить (п. 3, 5, 6, 7). Эти обязанности входят в компетенцию председателя правления. Что касается договоров, то их условия могут быть предметом обсуждения членами правления, если речь идет о крупных сделках, но подписывать от имени товарищества любой договор вправе только председатель правления или лицо, которому председатель выдал на это доверенность.

К сожалению, Жилищный кодекс РФ не разграничивает компетенцию двух исполнительных органов - правления и председателя правления, но этот недостаток закона легко можно исправить в положениях устава.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления как единоличный исполнительный орган должен иметь компетенцию, разграниченную с компетенцией правления товарищества. Положения ч. 1 ст. 149 ЖК РФ носят слишком общий и декларативный характер и требуют детализации в уставе товарищества.

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Некоторые полномочия председателя правления товарищества перечислены в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ, но они также должны быть конкретизированы. Председатель правления заключает сделки от имени товарищества, но пределы его полномочий в этой сфере ЖК РФ не определил, оставив это на усмотрение товарищества собственников жилья. Ограничения по сумме сделки и ряда взаимосвязанных сделок, скорее всего, будут зависеть от стоимости имущества товарищества и масштабов его предпринимательской деятельности.

В статье 149 ЖК РФ перечислены некоторые полномочия председателя правления и ничего не сказано об ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу, как неэффективным управлением, так и нанесением вреда имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам жилья, не являющимся членами товарищества. Между тем отсутствие в Жилищном кодексе РФ положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности. В уставе товарищества следует четко определить условия и размер такой ответственности, а также порядок взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ).

Ревизионная комиссия (ревизор) как контрольный орган в товариществе собственников жилья формируется обязательно. Численный состав товарищества влияет и на количество членов ревизионной комиссии. Членами ревизионной комиссии, как следует из содержания ч. 1 ст. 150 ЖК РФ, могут быть избраны любые физические лица, кроме членов правления товарищества и председателя правления. Значит, в правление могут входить и лица, не являющиеся членами товарищества собственников жилья.

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Председатель ревизионной комиссии не имеет самостоятельной компетенции: его полномочия являются чисто организационными.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Задача ревизионной комиссии - оценивать эффективность и законность деятельности органов управления. Ревизионная комиссия формируется общим собранием членов товарищества и подотчетна только этому органу. При проведении проверок ревизионная комиссия вправе привлекать экспертов (сами члены комиссии могут и не обладать необходимыми знаниями).

Для привлечения экспертов и надлежащего исполнения своих функций ревизионная комиссия нуждается в собственных средствах. Поэтому целесообразно на общем собрании утверждать смету затрат на деятельность ревизионной комиссии. Это обеспечит ей финансовую независимость от исполнительных органов. Акты проверок ревизионной комиссии также подлежат хранению в товариществе до тех пор, пока оно существует.

Предыдущая