Самое главное в работе сотрудника органов внутренних. Психологические требования к личности сотрудника овд. Проявления профессиональной деформации

Профессионально-важные качества сотрудников МВД

Требования к профессионально-важным качествам сотрудников МВД сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР "О милиции", Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральном Законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральном Конституционном Законе "О судебной системе Российской Федерации", Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральном Законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и др.

Множественность задач, стоящих перед сотрудниками МВД, ведет к развитию полифункциональности, выделению групп работников, выполняющих специфические функции. Естественно, деятельность оперативных работников органов правопорядка по своему содержанию и применяемым способам работы отличается от деятельности, например, патрульно-постовой службы милиции. Однако непохожие по применяемым способам, деятельность различных работников МВД совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности - личности правонарушителя (преступника).

Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет выделить 10 общих для представителей различных служб органов правопорядка характеристик:

1. деятельность правоохранительных органов является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения работниками определен в соответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные (или воинские) звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;

2. деятельность работников правоохранительных органов строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3. нормативно-правовая регламентация деятельности определяет специфику правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охране общественной безопасности;

4. как правило, выполнению правоохранительных функций противодействуют правонарушители и их пособники;

5. работникам правоохранительных органов предоставлены обширные властные полномочия, а их реализация зависит от их умений разумного, целесообразного и законного применения власти;

6. работники правоохранительных органов обладают специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие в виде предупреждения, замечания; применение специальных средств; физической силы и огнестрельного оружия; а также вынесения наказания за содеянное);

7. разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам органов правопорядка, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность происшедшего события и коммуникативным качествам;

8. деятельность ряда правоохранительных органов проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;

9. правоохранительная деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;

10. на деятельность работников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет правоохранительных органов.

Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого работника. Деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.

Деятельность работников существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности можно вести в четырех направления:

1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон правоохранительной деятельности;

2) развитие интереса к деятельности, опосредственно воздействуя на мотивы путем воспитания у работников чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к правоохранительным органам;

3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;

4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений органов правопорядка благоприятного морально-психологического климата.

Исходя из законодательно определенных задач деятельности правоохранительных органов, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; деятельность по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность; судопроизводство; пенитенциарную деятельность.

Профилактическая деятельность. Основной целью профилактической деятельности работников правоохранительных органов является предотвращение правонарушений, преступлений и чрезвычайных происшествий. Практически, профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника органов правопорядка. Однако, по своему объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников правоохранительных органов. Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

профессиональную наблюдательность;

уравновешенность, самообладание при конфликтах;

способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

умение отстаивать свою точку зрения;

способность к воссозданию образа по словесному описанию;

умение делать выводы из противоречивой информации;

память на внешность и поведение человека;

способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников правоохранительных органов следующие показатели: индивидуализм; "социальная отчужденность", нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников правоохранительных органов, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков системы МВД РФ, оперативного состава ФСБ, налоговой полиции и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная деятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебных задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы определены Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года.

Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует наличия следующих психологических качеств и умений:

способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками;

повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку");

способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);

постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);

способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.

Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как "синдром профессиональной непригодности" к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов правоохранительных органов, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание; честность; мужество; принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др.);

познавательные качества (высокий уровень интеллекта; гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое произвольное внимание и др.); коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения; наличие организаторских качеств и др.); иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др.).

Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общей характеристикой в этой деятельности является целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправного деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители).

Важными для работников патрульно-постовой службы являются следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Охранная деятельность. Охранная деятельность является основной для сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других подразделений органов правопорядка, частной охранной службы. Ее основной целью является охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.

Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками охраны считаются следующие качества:

наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; - упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; - ответственность; самокритичность и др.);

интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);

коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);

качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);

моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

Результаты любого вида деятельности работников правоохранительных органов зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия работников правовым и нравственным нормам, положениям профессиональной этики, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями.

Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности работников. Она выражается в определении соответствующих форм организации и стройной системы реализации профессиональных задач органов правопорядка.

Подготовленность выражается в наличии у работника соответствующих знаний, умений и навыков. Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной) играет профессионально-психологическая подготовленность.

Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальное овладение ею работником органов правопорядка, высокую степень выполнения соответствующей деятельности.

Эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики: продуктивность, выражающуюся в количественных и качественных результатах деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность действий; темп деятельности, определяющий соотношение "энергичных" участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода времени; полноту, зависящую от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность выполнения деятельности работника в течение длительного периода времени и сохранение устойчивой результативности деятельности.

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД 3

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан 9

Психология осуществления индивидуально-профилактической деятельности 14

Библиографический список литературы 19

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД

Основной функцией коллектива ОВД является оперативно-служебная. Подразделения ОВД выполняют чрезвычайно важные общественные задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. В связи с этим ОВД наделены соответствующими правами и обязанностями, в том числе в сфере применения как профилактических, так и принудительных мер к лицам, ведущим антиобщественный образ жизни. Объектом деятельности сотрудников любого коллектива ОВД являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Наиболее значимы их следующие характеристики: антиобщественная направленность поведения, противодействие (сопротивляемость) воспитательно-профилактическим воздействиям, опыт преступной деятельности (рецидив), маскировка истинных целей и мотивов поведения.

Такая исключительная сложность объекта деятельности ОВД предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству как отдельных сотрудников, так и коллективов целых подразделений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основная цель профилактической деятельности работников милиции - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Психология видов правоохранительной деятельности включает в себя следующие психологические особенности решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами с направлениями:

Психология профилактики преступлений,

Психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,

Психология профилактики рецидивной преступности,

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

Профессиональную наблюдательность;

Уравновешенность, самообладание при конфликтах;

Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

Тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Способность к воссозданию образа по словесному описанию;

Умение делать выводы из противоречивой информации;

Память на внешность и поведение человека;

Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность ОВД, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Проблема психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет важное и специфическое значение в их профилактической деятельности.

Понятия “психического воздействия” и “психологического воздействия”, имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие - преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие

Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное.

Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, консультацию, и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.

Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости соблюдать закон.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания. Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан

Наиболее значимым для общества является профилактическое направление в деятельности государства в сфере снижения влияния преступности на социальную жизнь вообще и каждого индивида в частности. Действительно, целесообразней и проще предупреждать совершение преступлений, чем задействовать колоссальные экономические и человеческие ресурсы в деятельности по восстановлению социальной справедливости, исправлении оступившихся членов общества и т.д.

Практика показывает, что единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений на современном этапе в нашей стране не создана. Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия; выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы; кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.

Сложилось ненормальное положение, при котором основную тяжесть воспитательной и профилактической работы, ответственность за нее несут ОВД, прокуратура, суды, по природе своей наделенные функциями и методами, в основном, карательного характера, рассчитанными, прежде всего, на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни. Переход же профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.

Нынешний уровень правопорядка в России, похоже, перестал устраивать даже самих милиционеров. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев сообщил "Российской газете" о том, что в МВД России разработана новая стратегия профилактики преступности, в основе которой - опережающий удар по криминалу, создание системы упреждающих радикальных мер. 1 “Считаю, - отметил он, что отправной точкой должна стать забота государства о воспитании и защите человека с момента его рождения. Надо формировать детскую психологию, вкладывать основы правосознания на начальном жизненном этапе маленького человечка - в детских садах и школьных учреждениях.

Психология в деятельности сотрудников ОВД

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)



Психологические особенности действий и деятельности

Психологическая структура правоохранительной деятельности

Профессиограмма сотрудника полиции

Заключение



Подготовка высококвалифицированных сотрудников внутренних дел требует изучения ими психологических своей деятельности. Современное общество ставит перед органами правопорядка России сложные задачи, решение которых требует улучшения результатов индивидуальной и групповой деятельности сотрудников внутренних дел прежде всего за счет профессионального мастерства.

Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом предопределяемая качеством его профессиональной подготовки, зависит и от психологических особенностей отношения человека к своей профессии.

Цель контрольной работы состоит в изучении психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД).

Задачи контрольной работы:

)изучить психологические особенности действий и деятельности;

)определить психологическую структуру правоохранительной деятельности;

)рассмотреть профессиональную компетенцию сотрудников органов внутренних дел;

)изучить профессиограмму сотрудника полиции.

При написании контрольной работы была использована учебная литература по юридической психологии, а также отдельные работы, посвященные психологии сотрудников внутренних дел.

Методологической основой контрольной работы являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частнонаучного познания (формально-логический, системный и комплексный анализ).


1. Психологические особенности действий и деятельности


Человеческая психика познается и проявляется в определенной деятельности. Человек выступает в жизни как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Человеческая деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности. Человек видит для себя объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Деятельность - это категория социальная, свойственная людям в обществе. Животным же присуща жизнедеятельность, необходимая им для выживания в природе. Человеческая личность проходит свое развитие именно в деятельности, в процессе которой формируется человеческое сознание. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Признаки деятельности:

-это всегда деятельность субъекта, носит общественный характер;

-деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;

-ей присущи целенаправленность, плановость и длительность;

-она всегда творческая;

-самостоятельная.

Общественный характер деятельности состоит в том, что любая деятельность по своему содержанию и способам выполнения является результатом общественно-исторического развития обществом совместно в процессе его исторического развития.

Целенаправленность деятельности связана с тем что она осознана и направлена на достижение определенного результата.

Плановость деятельности состоит в том, что она представляет собой определенную систему отдельных действий.

Деятельность можно классифицировать по разным основаниям. Она может быть разделена на:

) материальную и духовную;

) производственную, трудовую и нетрудовую;

) репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (творчество) связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Действие является единицей анализа в деятельности.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, данные действия становятся актом поведения, поступком.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Действие состоит из: 1) двигательной (моторной) части; 2) умственной (внутренней) части; 3) умственной (сенсорной) части.

Таким образом, базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.


2. Психологическая структура правоохранительной деятельности


Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Результат - итог деятельности, то чего достигает индивид.

В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в широкий круг правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются:

-расследование преступлений;

-проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших

В преступлении;

-осмотры мест совершения преступлений;

-проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;

-поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;

-организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);

-выяснение причин и условий совершения преступлений;

-ведение документации (составление протоколов, постановлений);

-анализ собранных данных по преступлению;

-сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

-профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.

Элементы психологической структуры правоохранительной деятельности:

) Профессиональная мотивация. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.

) Цели - достижение справедливости (например, желание наказать виновного в преступлении), помощь пострадавшим в их желании установить истину по делу, добиться правосудия др.

) Средства - полномочия по ведению дела (компетенция), определенные в законе

) Результат - наказание виновных, восстановление нарушенных прав (например, возврат украденного имущества) и др.


Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел


Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа "человек - человек" ("человек - группа" и "человек - общество"), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности.

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

) экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

) нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:

-Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" (ч. 1-3, ст. 5).

-Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);

-Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).

Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:

-неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);

-несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;

-отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.

-неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.

Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.

Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.

Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.

Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе.


4. Профессиограмма сотрудника полиции


Профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма сотрудника полиции - научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:

) познавательно-прогностическая (когнитивная);

) коммуникативная (общения);

) организационно-управленческая;

) воспитательная (профилактическая).

Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.

В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:

-психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

-уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

-профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

-прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

-владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.

Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции - речи и языку.

Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

-позитивная направленность не людей;

-интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

-эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

-волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

-коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

-культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

-способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

-умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

-организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

-ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

-выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

-умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:

-высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

-устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

-положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

-коммуникативные способности;

-умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

)формальное отношение к работе;

)неумение излагать свои мысли;

)плохое развитие долговременной памяти;

)рассеянность;

)неспособность воспринимать новую информацию;

)отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

)невыдержанность;

)жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

психологический правоохранительный профессиограмма полиция


Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД


Можно выделить следующие изменения:

-Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона "О полиции", "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…", "О службе в органах внутренних дел…";

-Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;

-Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;

-Улучшено социальное обеспечение.

-Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.

В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.


Заключение


Итогом рассмотрения психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел являются следующие ключевые понятия:

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Базовый тезис теории деятельности "Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание".

Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.

Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются: расследование преступлений; проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, анализ собранных данных по преступлению и др.

П сихологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; 2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. 3) экстремальный характер правоохранительной деятельности; 4) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.


Список литературы


1.Федеральный закон "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

Бондаренко, Т. Л. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие / Т. Л. Бондаренко. - М., 2010.

Лебедев, И. Б., Родин, В. Ф., Цветков, В. Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание, дополненное / Под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2012.

Осинцева, А. В., Германова, О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А. В. Осинцева, О. В. Германова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4.

Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - N 1.

Юридическая психология. Учебник для студентов вузов. / И. И. Аминов и др. - М., 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений состоят в том, что они имеют дело с людьми. Этим они близки врачам, учителям, журналистам, представителям других уважаемых профессий. Однако действия органов внутренних дел направлены на правовую регуляцию человеческих отношений в обществе, поэтому сотрудники оперативных подразделений часто действуют в ситуациях противоборства, когда для установления справедливости, защиты себя или других людей, предотвращения преступления и т.п. необходимо применять силовые методы, т.е. „сопротивляться злу силой”. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования чувства меры и адекватности в применении силовых методов сотрудниками оперативных подразделений.

Применение физической силы в борьбе со злом возможно небессмысленно, но это вторичное и подчиненное средство в общей системе духовного воздействия и воспитания. Оно должно применяться не тогда, когда его можно применить, а тогда когда его применить необходимо; и всюду, где в нем нет необходимости, его применять не следует. Важно уяснить, что физическое понуждение и пресечение - это крайняя мера борьбы, и сфера ее применения начинается только там, где внутренние меры оказываются несостоятельными и недостаточными. Предел, от которого становится необходимым физическое воздействие, - это и есть «духовная несостоятельность воспитываемого человека и духовная безоружность воспитывающего человека». По словам Ильина, сопротивляющийся злу должен:

Развивать в себе чуткость и зоркость для распознавания зла и для отличия его от явлений, сходных с ним по внешней видимости; стремиться к достижению тех путей и законов, по которым протекает жизнь зла в человеческих душах, а также техники его внутреннего одоления;

Всегда начинать с духовных средств, нисходя к мерам внешней борьбы лишь постольку, поскольку духовные средства оказываются неосуществимыми, недействительными и недостаточными;

Обращаясь к физическому воздействию, всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых физическое воздействие сможет быть прекращено, не повредив духовной борьбе;

Постоянно проверять подлинные, внутренние истоки и мотивы своей личной борьбы со злом .

На последнем пункте автор останавливается подробнее, объясняя, что ставить и исследовать вопрос о сопротивлении злу можно только от лица «живого добра». Найти зло, «постигнуть его качество и его природу и противостать ему, приемля борьбу с ним, но не приемля его самого», - это задача добра.

Только лучшие люди способны вынести всю тяжесть духовного компромисса, не заразиться от соприкосновения со злом, не соблазниться на его мнимые дары. Спасение воина и правителя, пишет Ильин, - в голосе совести. Они должны твердо знать, где, в чем и почему их деятельность отступает от заветов праведности, и допускать этот строй поступков и установлений не более, чем этого требует необходимость борьбы со злодеями. Владеть силой и мечом может лишь тот, кто владеет собой, в противном случае он погибнет от меча не физически, а нравственно и духовно: силы его будут растрачены, душа его будет изуродована и борьба проиграна.

Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов должна основываться на глубоких философских и психологических принципах. В связи с эти возникает вопрос о путях, условиях и факторах формирования личности сотрудника милиции.

По словам В.Л. Махлина, «современный человек формируется медленно и, увы, в одиночку», ему не у кого учиться и не от кого отталкиваться . Для полноценного и быстрого формирования личности профессионала необходимо общение с людьми, у которых можно учиться, кто является примером в работе, кто, опираясь на жизненный опыт, может объяснить возникающие противоречия и т.д.

Преемственность поколений - важный фактор формирования внутреннего облика сотрудника ОВС. Отсутствие старшего авторитетного коллеги наносит непоправимый урон для молодого поколения правоохранителей.

Правоохранительная деятельность представляет собой труд, который требует большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности, основанной на безусловном соблюдении норм закона.

Многочисленные должности, специальности, профессии в органах внутренних дел (ОВД) следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности.

Особенности выполнения работниками милиции поставленных перед ними чрезвычайных задач сами по себе уже являются предрасполагающими к физическому и другому воздействию на работников, вследствие чего они могут быть ранены или убиты. Поэтому проблема обеспечения личной безопасности работников ОВД была и остается весьма актуальной.

Работники милиции выполняют свои служебные обязанности часто в экстремальных условиях, подвергая опасности свою жизнь и здоровье.

Их работе свойственны дефицит времени для принятия решений и их реализации, влияние на личность сильных раздражителей, доминирование негативных эмоций, повышенная ответственность и необходимость применения адекватных мер .

Особая социальная и психологическая среда, в которой осуществляется деятельность работников ОВД, характеризуется стресс-факторами повышенной интенсивности, а также спецификой социально-коммуникативного взаимодействия. Поэтому, наряду с социальными, экономическими, правовыми, административными факторами служебного травматизма в ОВД и обеспечения личной безопасности работников милиции, одними из определяющих являются психологические факторы.

Специфической особенностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является то, что в процессе осуществления практически востребованными оказываются специальные знания из области психологии личности и индивидуальных различий, межличностного взаимодействия, общения и т.д., а также основанные на них соответствующие навыки и умения. Владение системой теоретических и прикладных психологических знаний, а также их умение реализовать эти знания на практике выступают одним из факторов оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. В современных условиях деятельности правоохранительных органов психологическая компетентность специалистов все в большей мере приобретает значение профессионально важного качества.

В руководящих документах МВД России последних лет психологическая подготовка рассматривается как одно из важнейших звеньев профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. В этих условиях возрастает роль психологических воздействий, направленных на поддержку развития определенных особенностей личности. Подготовка курсантов образовательных учреждений МВД, согласно научным разработкам ученых, должна осуществляться в органической взаимосвязи с целостным развитием личности, с учетом всех ее личностных свойств и качеств, установок и мотивов, потребностей, идеалов, опыта жизни, общих и профессиональных знаний, навыков и умений.

К наиболее актуальным требованиям, предъявляемым к молодым сотрудникам правоохранительных органов, относятся формирование у них практической социально-психологической компетентности, подразумевающей не только запас комплекса теоретических знаний психологических закономерностей, проявляющихся в общении людей, но и наличие прочных умений и даже навыков использования их в профессиональной деятельности, а так же овладение наиболее эффективными средствами решения коммуникативных задач в межличностном взаимодействии и при разрешении конфликтных ситуаций.

В настоящее время развитие науки и требования практики ставят задачу овладения курсантами вузов МВД России системой теоретических и прикладных психологических знаний, а также умения реализовать эти знания на практике. Значимость специальной психологической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к деятельности является актуальной, независимо от специфики их будущей деятельности. Это обусловлено в первую очередь тем, что деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой личной ответственностью за результаты выполнения служебных задач.

Психологическая подготовка существенно расширяет научный кругозор курсантов вузов МВД России, пробуждает у них стремление к более глубокому овладению профессиональными знаниями в области психологии, формирует навыки практического их использования в правоприменительной практике, поскольку максимально приближена к решению проблем человеческого фактора в области отношений, регулируемых правом. Обратившись к проблеме эффективных методов, позволяющих стимулировать рост и развитие личности, логично прийти к предположению о том, что одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с будущими юристами в вузе является специально организованный тренинг развития профессионального самосознания и личности, включающий деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.п. Большинство существующих видов тренингов направлено на преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания обучающихся.

Рассматривая проблему профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимо помнить, что деятельность сотрудников милиции требует особого рода знаний, навыков и умений. Их применение осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от специфики содержания изучаемого, что имеет существенное значение для понимания роли и места профессионально-психологической подготовки в общей структуре подготовленности курсантов вузов МВД России. Содержанием всех видов и форм профессионально-психологической подготовки является такая психологическая коррекция личности сотрудника, которая позволила бы ему максимально эффективно и качественно выполнять поставленные задачи служебной деятельности, причем с минимальными затратами нервной энергии и за минимальное время.

УДК 351.74 № 1 (12)/2017, с. 16-20

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Елена Евгеньевна Новичкова

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Восточно-Сибирский институт МВД России E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности сотрудников органов внутренних дел в части внедрения в служебную деятельность отдельных элементов научной организации труда. Особое внимание уделяется рациональному использованию человеческих ресурсов при выполнении общих функций полиции, в том числе: функционализации трудового процесса, проблемам нормирования трудовой деятельности сотрудников, техническому обеспечению деятельности подразделений территориальных органов. Автор обращает внимание на достаточно широкий круг вопросов, качественное и своевременное решение которых значительно повышает эффективность деятельности сотрудников и способствует сохранению их служебного потенциала.

Ключевые слова: эффективность деятельности, нормирование труда, разделение труда, рационализация, оценка деятельности.

ORGANIZATION OF ACTIVITIES EMPLOYEES OF INSTITUTIONS OF INTERNAL AFFAIRS

Elena Novichkova

senior lecturer in administrative law and administrative activities of the internal affairs bodies, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: [email protected]

The article deals with the organization of law enforcement officers with regard to the introduction in the official activities of the individual elements of the scientific organization. Particular attention is paid to the rational use of human resources in the performance of the general police functions, including: the functionalization of the labor process, the problems of rationing of work of employees, technical support activities of territorial bodies. The author draws attention to a fairly wide range of topics, quality and timely solution that significantly improves the efficiency of the employees and contributes to the

preservation of their official capacities.

Keywords: operational efficiency, regulation of labor, division of labor,

rationalization, evaluation of activities.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел требует огромных физических и моральных затрат. Сотрудники различных служб и подразделений в силу своей профессиональной деятельности сталкиваются со многими трудностями. Это выражается в повышенной физической и психоэмоциональной нагрузке, необходимости в некоторых случаях применять меры принуждения - физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие. Это выражается так-

же и в необходимости владения большим количеством оперативной информации, знании нормативных правовых актов и умении их применять. Это может быть связано с необходимостью ежедневного общения с большим количеством граждан, каждый из которых имеет свои психологические особенности. В соответствии с изложенным, сотрудник органов внутренних дел нуждается в правильной организации своей профессиональной деятельности, которая предусматривает

правильную расстановку сил, материально-техническое обеспечение сотрудников, эффективную организацию работы, достойную и своевременную оплату труда и пр. Обязанность по организации деятельности возлагается на руководителей служб и подразделений и является одной из основных функций управления.

В настоящее время актуальность проблемы организационного совершенствования деятельности органов внутренних дел имеет особенное значение. Наряду с такими факторами, как повышение заработной платы, усиленное внимание к моральному облику сотрудника еще имеются негативные стороны деятельности, которые выражаются в ненормированном рабочем дне, отсутствии либо ненадлежащем техническом оснащении структурных подразделений территориальных органов.

Повышение эффективности деятельности сотрудника органа внутренних дел требует постоянного совершенствования форм и методов работы. Решение задач, возложен-ных на органы внутренних дел, возможно в том случае, если труд работников ОВД будет организован в соответствии с научными требованиями, будут учитываться все факторы, влияющие на трудовую активность, состояние сотрудника в течение всего рабочего времени, учитываться характер и особенности деятельности каждого конкретного сотрудника.

Выработанные наукой управления общие положения организации труда сучетом современных требований включают: разработку и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда; улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; рационализацию трудового процесса, внедрение передовых, приемов и методов труда; совершенствование нормирования труда; внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования труда; улучшение условий труда; укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности. Эти же положения могут быть применены к деятельности сотрудников ОВД.

Разделение труда.

Непременным условием успешной организации труда сотрудников органов внутренних дел является четкое определение их функциональных обязанностей, перечня и характера осуществляемых ими действий. Для обеспечения координации и контроля

деятельности своих подразделений и работников организации создают структуры. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью - степенью разделения деятельности на различные функции, формализацией - степенью использования установленных правил и процедур, соотношением централизации и децентрализации - уровнями, на которых принимаются управленческие решения.

Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализацию и специализацию .

В целях обеспечения четкого разграничения обязанностей, определения организационного построения Министерством внутренних дел России разработан ряд актов, касающихся организационного построения Министерства внутренних дел России и территориальных органов внутренних дел на различных управленческих уровнях. Такими актами являются: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым определена структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации; Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Обутверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», который утвердил структуру аппарата управления территориального органа на уровне субъекта Российской Федерации; приказ МВД России от 30.04.2011г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД РФ», которым определено структурное построение всех территориальных органов любого уровня. Конечно, перечень актов не исключающий. Здесь, говоря о разделении труда, можно привести в качестве примера и перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также утвержденный Приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях

и административному задержанию». Обязанности же каждого сотрудника определяются должностными инструкциями.

Труд сотрудника органов внутренних дел должен быть научно организован, поскольку требуется получить наибольший результат при минимальных затратах. При этом недостаточно иметь определенный опыт, необходимо организовывать работу с применением последних достижений науки и техники.

Нормирование труда.

Общепринятое понятие нормирования труда не совсем подходит к деятельности сотрудника органов внутренних дел. Учитывая особенный характер деятельности сотрудников, динамичное изменение ее внутренних и внешних факторов, применение общих методов нормирования производственного труда в системе органов внутренних дел невозможно. Для сотрудника органов внутренних дел ближе такое понятие как «нагрузка на одного сотрудника». Расчет нагрузки на каждого сотрудника осуществляется с учетом обязанностей, которые возложены на сотрудника (количество раскрытыхуголовныхдел, количество выявленных административных правонарушений и составленных протоколов об административных правонарушениях, количество рассмотренных сообщений и заявлений и пр.) До реформирования системы ОВД нормы труда на каждого сотрудника были установлены рядом нормативных правовых актов. В их числе: Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции), утвержденное Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209, Приказ МВД России от 16.09.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (утратил силу), в которых была четко прописана нагрузка на одного сотрудника подразделения милиции общественной безопасности. Однако в настоящее время данные нормативные акты утратили силу. Соответствующий акт, который предусматривал бы и четко определял нагрузку на одного сотрудника каждого подразделения ОВД отсутствует, новый же документ об организации деятельности участковых уполномоченных полиции не содержит требований ни в соответствии с ранее действующей Инструкцией, которая определяла нагрузку относительно численности населения на обслуживаемом участке, ни в иной расчетной единице. Как уже было отмечено, работа сотрудника ОВД (полиции) имеет свои характерные особенности, поэтому особенно важно наличие четко определенных норм, которые могли бы как являться

основанием оценки результатов работы каждого сотрудника, так и обеспечивать защиту от тоталитарных методов отдельных руководителей, возлагающих на своих подчиненных завышенный объем работы.

Техническое обеспечение и механизация труда, требования к организации рабочих мест сотрудника.

Право сотрудника ОВД на необходимую обеспеченность деятельности предусмотрено Федеральным Законом от 30.11.2011 № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные некоторые акты Российской Федерации», где п. 20 ст. 11 «Права сотрудника» указано, что сотрудник органов внутренних дел имеет право «на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел». Вопросы организации деятельности отдельных функциональных подразделений также предусмотрены ведомственными нормативными правовыми актами, примером здесь может являться Приказ МВД РФ от 31.12.2012г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», где п. 5.2. приказа гласит: «обеспечить в первоочередном порядке: участковыхуполномоченных полиции - ав-томототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции - мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности)».

Говоря об обеспеченности подразделений, необходимо отметить, что чаще городские и районные территориальные органы обеспечены недостаточно. Наблюдается очень низкая техническая оснащенность. Предполагается, что сотруднику, несущему службу в выездном режиме необходимо иметь средства связи, мобильную компьютерную технику с имеющимися в ней базами данных, возможностью выхода в сеть «Интернет», картами районов. Однако, наряду с этим приходится говорить о недостаточной оснащенности элементарной компьютерной и множительной техникой.

Здесь же необходимо сказать о достаточной обеспеченности информацией, так как

деятельность сотрудника органов внутренних дел относится к управленческой деятельности и, соответственно, носит информативный характер. Своевременность, достоверность, полнота информации, которая поступает в органы внутренних дел и используется в повседневной работе, определяет эффективность и конечный результат всей деятельности. Таким образом, наличие информации и постоянный доступ к ней является одним из определяющих факторов качественной работа сотрудника ОВД. В настоящее время в городских, районных территориальных органах доступ к информации несколько ограничен. Отсутствуют базы данных, позволяющие с полной достоверностью установить личность нарушителя. Имеющиеся базы данных «Регион» содержат информациютолькоотехлицах, которые попадали в поле зрения полиции. Отсутствуют возможности визуально идентифицировать личность, в связи с чем возникают случаи соста вленияадмин истрати в но- п ро цессуал ь-ных документов на лиц, не имеющих отношение к конкретному административному правонарушению. Также ограничен доступ к базам данных иных регионов, что затрудняет работу сотрудников полиции.

Конечно, в течение нескольких лет Министерством внутренних дел РФ принят ряд нормативных правовыхактов, направленных на совершенствование информационного обеспечения, и реализация отдельных актов, что значительно улучшило сам процесс деятельности сотрудников, повысило эффективность их деятельности. К ним можно отнести План мероприятий по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России на 2011 год с переходом на 2012 год,утвержденный приказом МВД России от 30.07.2011 № 891; Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 -2014 годах»; Приказ МВД России от 14 марта 2012 года № 169 «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года» и другие, однако это не решило до конца все проблемы, связанные с получением и использованием информации в системе органов внутренних дел.

В заключении можно сделать выводы, что только грамотная организация исполнения управленческих решений может положительно повлиять на результаты работы

органов, подразделений и каждого сотрудника в отдельности.

Необходим научно обоснованный подход в организации деятельности сотрудников. В рамках изученного материала можно выделить основные направления организации работы ОВД:

Четкое разделение функций между сотрудниками, относительно их подготовленности, профессионализма, специальных знаний,умений и навыков;

Проектирование организационных структур системы органов внутренних дел исходя из объемов и содержания задач, решаемых органами и подразделениями;

Разработка норм, определяющих нагрузку на каждого сотрудника в целях рационального использования возможностей каждого человека и исключения фактов злоупотребления должностными полномочиями руководителями при распределении объема работы между подчиненными;

Обеспечение каждого сотрудника всем объемом материально-технических, информационных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами положенности, а также служебной необходимостью;

В целях сохранения трудоспособности, физического здоровья, увеличения периода социальной активности, проблемы организации рабочих мест сотрудников должны быть отнесены к приоритетным направлениям деятельности аппарата управления системы МВД России.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые аспекты повышения эффективности деятельности сотрудника органов внутренних дел путем рационализации трудовой деятельности. В понятие научной организации труда, кроме рассмотренных выше элементов входит: улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование рабочих мест; внедрение передовых приемов и методов труда; внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования труда; улучшение условий труда; укрепление дисципли-ны труда и развитие творческой активности сотрудников. Не менее важно для практики управления и решение вопросов, касающихся определения функциональных обязанностей конкретных категорий сотрудников, планирования,учета и оценки эффективности их деятельности. Необходимо отметить, что вопросы оценки деятельности органов внутренних дел и их подразделений изучаются достаточно продолжительный период

времени, проблемам оценки посвящены труды ученых и др.

Рационализация труда на базе его нормирования решает вопросы формирования кадров, разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, оперативного планирования производства и др. Новые подходы к рационализации труда должны обеспечивать повышение эффективности и координацию работы всех звеньев организации, они должны быть также направлены на удовлетворение потребностей

сотрудников в содержательном и экологически безопасном труде.

Новые формы рационализации труда только тогда станут действительно эффективными, когда они будут закреплены в соответствующих нормах и примут обязательный характер для исполнителей . Это обусловлено тем, что трудовые нормы и нормативы дают возможность разрабатывать и выбирать оптимальные формы рационализации трудовых процессов, а также обеспечивают внедрение намечаемых мероприятий.

Примечания

1. Аврутин, Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (Государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования): Дис... д-ра юрид. наук: 12.00.02: СПб., 1998. - 470 с.

2. Майоров, В. И. Роль полиции в обеспечении правопорядка / В. И. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. - 2015. - № 1 (4). - С. 95-98.

3. Сургутское, В. И. О совершенствовании правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел (полиции) в сфере оборота оружия / В. И. Сургутское // Правопорядок: история, теория, практика. - 2015. - № 1 (4). - С. 122-126.

4. Чхутиашвили, Н. В. Нормирование как основа рационализации труда рабочих промышленности в условиях рыночной экономики: Дис... канд. экон. наук: 08.00.07: М., 2000. - 168 с.

5. Яськов, Е. Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е. Ф. Яськов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 270 с.