Теория усиления мотивации скиннера модели. Теория усиления мотивации скиннера. Теория мотивации В. Врума

Определенный вклад в изучение механизма побуждений человека к труду внесла теория усиления мотивации Б. Скиннера, достаточно простая и удобная для практического использования. Эта теория отра­жает важный аспект мотивации - ее зависимость от прошлого опыта людей. Согласно теории Скиннера, поведение людей обус­ловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых

раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

Схематически механизм поведения по Скиннеру можно изоб­разить следующим образом:

стимулы ® поведение ® последствия ® будущее поведение

Согласно этой модели, наличие стимулов вызывает опреде­ленное поведение человека. Если последствия поведения положи­тельны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т.е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенчес­кой установки.

Применяя теорию Скиннера на практике, руководитель дол­жен предвидеть психологическое влияние последствий выполне­ния сотрудниками заданий, которые он им дает, и ставить перед ними вполне достижимые цели, реализация которых способна вызвать у них позитивный психологический эффект.

Наиболее детальную сериюпрактических советов менеджерам, вытекающих из теории усиления мотивации Скиннера, разрабо­тал У.К. Хамнер. Его советы таковы:

1. Не вознаграждайте всех одинаково. Вознаграждение лишь в том случае вызывает позитивный эффект, если непосредственно зависит от деятельности подчиненного. Одинаковые вознагражде­ния лишь усиливают плохую или среднюю работу.



2. Неполучение вознаграждения тоже является фактором воздей­ствия на подчиненных. Менеджеры могут влиять на своих сотрудни­ков как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее, то в следующий раз он будет работать хуже.

3. Объясните людям, что они должны сделать, чтобы получить поощрение . Четкое определение стандартов деятельности позволяет сотрудникам своевременно и правильно ориентировать свое пове­дение на получение вознаграждения и улучшать достижения.

4. Покажите людям, что именно они делают неправильно. Если сотрудник лишен вознаграждения без соответствующих объясне­ний, то это вызовет у него недоумение и обиду. Кроме того, он не сможет своевременно исправить ошибку.

5. Не наказывайте подчиненных в присутствии других сотрудни­ков, особенно из числа их хороших знакомых . Публичный выговор - эффективное средство воздействия на подчиненных, но он уни­жает их достоинство и может быть причиной обиды на менеджера не только самого пострадавшего, но и других членов группы.

6. При вознаграждении сотрудников будьте честны и справедливы. Последствия любого поведения должны быть адекватны этому пове­дению. Люди должны получать лишь такое вознаграждение, кото­рое они заслужили. Как незаслуженное вознаграждение, так и за­работанное, но не полученное работником, снижают его мотива­цию и в целом подрывают доверие к менеджеру.

Теория усиления мотивации подвергается критике по разным направлениям. Ее упрекают за упрощенность и игнорирование внут­ренних, психологических стимулов, индивидуальных особеннос­тей людей, влияния коллектива, за примитивизацию поведения человека путем сведения его к принципу «стимул - реакция». Но несмотря на эти упреки, используемая без абсолютизации, в сис­теме с другими подходами она полезна в практической работе, особенно применительно к работникам, у которых доминируют материальные потребности. Не случайно эта теория широко используется многими компаниями.

Теория мотивации В. Врума

Целый ряд новых идей в общую концепцию мотивации вносит теория В.Врума, который одним из первых предложил рассматривать мотивацию как процесс управления выбором. Состояние мотивации является ес­тественным и постоянным состоянием работника (да и человека вообще). Человек всегда так или иначе мотивирован и делает вы­бор между альтернативными формами поведения. Этот выбор за­висит прежде всего от трех переменных: валентности - В , инструментальности - И и ожидания - О (данные понятия состав­ляют фундамент всей теории Врума).

Валентность - это мера привлекательности, ценности цели. Она изменяется от-1 до+1.

Инструментальность - это оцениваемая работником вероят­ность достижения цели. Она также изменяется от -1, если действие не ведет к достижению цели, до +1, если действие заканчивается дости­жением цели.

Ожидание - это субъективная вероятность того, что действие (Д) ведет к достижению промежуточного результата(Р1). Оно из­меняется от 0 до 1.

Модель ожиданий Врума можно представить в виде простей­шей схемы, отражаемой тремя формулами.

Действие 1 (Д1) Результат 1 (Р1) Результат 2 (Р2)

средство для Р1 цель для Д1 и конечная цель

средство для Р2

1) Формула валентности:

Валентность Р1 = инструментальность (Р1®Р2) х Валентность Р2

Эта формула означает, что привлекательность промежуточно­го результата Р1 равна вероятности того, что результат 1 приведет к результату 2, помноженному на привлекательность результата 2 (Р2), т.е. к конечной цели.

2) Формула усилий (и сила мотивации):

Усилие (У) = Ожидание (Д1®Р1) х Валентность Р1

Согласно данной формуле, трудовое усилие равняется произ­ведению ожидания того, что действие 1 приведет к результату 1, помноженному на привлекательность результата 1.

3) общую формулу усилий (мотивации):

Усилие (У) = Ожидание (Д1®Р1) х инструментальность (Р1®Р2) х Валентность Р2

Данную формулу следует прочитывать, начиная с конца. Тру­довое усилие, готовность его прилагать определяется привлека­тельностью конечной цели и ее реализуемостью, т.е. субъективной оценкой вероятности осуществления. Конкретнее это означает: работник стремится к достижению конечной цели, поэтому вна­чале он оценивает ее привлекательность (валентность), затем оце­нивает, насколько имеющиеся в его распоряжении средства (Р1) позволяют достичь конечной цели (инструментальность Р1 для Р2). После этого работник оценивает также вероятность того, что его действие позволит достичь результата 1 (ожидание, что Д1 приве­дет к Р1), и наконец, он дает общую оценку того, насколько его возможное действие способно привести его к цели. Эта оценка непосредственно определяет силу его мотивации, т.е. степень го­товности работника приложить свои трудовые усилия ради дости­жения цели.

Теория Врума опирается на математическое обоснование и эмпирические исследования. Несмотря на достаточную сложность, она имеет как теоретическую (расширяет представления о меха­низме мотивации), так и практическую значимость. В частности, из нее вытекает ряд практических рекомендаций, которые полез­но учитывать менеджерам:

1. Сотрудник будет более производителен тогда, когда он будет осознавать высокую вероятность того, что его личные усилия при­ведут к высоким общим трудовым достижениям, которые, в свою очередь, будут способствовать удовлетворению его личных целей, имеющих для него высокую индивидуальную значимость.

2. Необходимо систематически осуществлять сравнение потреб­ностей подчиненных с вознаграждениями, получаемыми от орга­низации, побуждать сотрудников точно формулировать свои по­требности и ожидания и учитывать их при разработке программ мотивации и при подведении итогов работы.

3. Необходимо оказывать помощь подчиненным в осознании ими реальности заданий и путей их выполнения, ценности полу­чаемого за это вознаграждения. Такая помощь повышает их трудо­вые усилия.

4. Потребности и ожидания различных работников неодинако­вы, поэтому мотивационное воздействие руководителя возрастает в том случае, если он хорошо знает приоритетные ценности своих подчиненных и учитывает их при определении вознаграждения.

Оценивая теорию ожиданий Врума в целом, можно сделать общий вывод: ее ценность состоит прежде всего в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания со своими потребностями и определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства, инструменты, а также вероятность достиже­ния этих целей. Вот почему не достаточно предложить сотрудни­кам сильные стимулы, важно еще указать им средства и возмож­ности достижения целей.

Теория трудовой мотивации Аткинсона исходит из того, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, её восприятия. Каждый человек стремиться к успеху, избегает неудач и имеет 2 соответствующих мотива: мотив успеху – Му и мотив, побуждающий избегать неудачи, - Мн. Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы. В них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения своих потребностей.

Помимо личных качеств, выражающихся в двух указанных мотивах, на поведение человека влияют 2 ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершения своей деятельности, - Ву и привлекательность успеха (ценность стимула) для индивида – Пу. При этом привлекательность успеха прямо связна с вероятностью успеха по формуле: Пу = 1-Ву. Чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность.

Выражающее силу мотивации стремление к успеху – Су можно изобразить следующей формулой: Су = Му*Ву*Пу.

Любая конкретная ситуация активизирует мотив успеха и одновременно мотив, побуждающий избегать неудачи, - Мн. При этом сумма вероятности ожидания успеха – Ву и вероятности удачи – Вн равна 1 (т.к. если имеет место полный успех, то он равен 1, а вероятность неудачи тогда равна 0).

Вн = 1 – Ву

Лица, в большей мере ориентированные на успех (Му > Мн), предпочитают задания средней сложности, так как в этом случае ниже степень риска, хотя и меньше привлекательность успеха. В то же время работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели («рисковый» тип личности), предпочитают экстремальные задачи по принципу «пан или пропал».

стимулы > поведение > последствия > будущее поведение

Концепция усиления мотивации Скиннера достаточно проста и удобна для практического использования. Эта теория отражает важный аспект мотивации – её зависимость от прошлого опыта людей. Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать на себя такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

Схематически механизм поведения по Скиннеру можно изобразить так:

стимулы > поведение > последствия > будущее поведение

Согласно этой модели, наличие стимулов вызывает определенное поведение человека.

Выводы для руководителей из этой концепции разработал Хамнер:

1) не вознаграждайте всех одинаково.

2) неполучение вознаграждения тоже является фактором воздействия на подчиненных.

3) объясните людям, что они должны сделать, чтобы получить поощрение.

4) покажите людям, что именно они делают неправильно.

5) не наказывайте подчиненных в присутствии других сотрудников, особенно из числа их хороших знакомых.

6) при вознаграждении сотрудников будьте честны и справедливы.

Теорию усиления мотивации в 1938 г. разработал Б. Скиннер. Она внесла определенный вклад в изучение механизма побуждений человека к труду. Эта теория отражает важный аспект мотивации: ее зависимость от прошлого опыта людей.

Согласно теории Б. Скиннера, поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлеклоза собой негативные результаты.

Схематически механизмповедения, согласно Б. Скиннеру, можно изобразить так:

Стимулы - поведение - последствия - будущее поведение.

Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

Применяя теорию Б. Скиннера на практике, руководитель должен предвидеть, как влияют на сотрудников последствия выполнения данных им заданий, и ставить перед ними вполне достижимые цели, реализация которых может вызвать у них позитивный психологический эффект.

2.1 Анализ процессуальных теорий мотивации

Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности.

Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели.

Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от:

- ценности вознаграждения (желательности);

- его достижимости (реальности получения вознаграждения, “ценности ожиданий”).

То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил.

С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента.

Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт также подкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы быть получен. Таким образом, успех усиливает мотивацию.

Если же ожидания не осуществляются, препятствия к достижению цели порождают ощущение тщетности усилий. Чем больше для человека важность (ценность) недостигнутой цели, тем больше ощущение тщетности. В следующий раз, может быть, будет немного снижен и уровень цели и, если цель не осуществится несколько раз, снизится оценка реальности ее достижения и мотивация уменьшится. “Стоит ли пытаться...” Ощущение тщетности снижает мотивацию, а низкая мотивация уменьшает исполнительский вклад, осложняет достижение цели и вызывает еще большее ощущение тщетности. Круг замыкается.

От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.

Отличие теории справедливости от теории ожиданий состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).

Третья теория – это теория постановки целей, которая исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия.

Теория партисипативного управления может быть реализована по следующим направлениям:

Работники получают право самостоятельно принимать решения относительно того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (например, внедрить гибкий график работы или использовать определенную технологию решения задач);

Непосредственный руководитель привлекает их к принятию групповых решений по вопросам производства (относительно проектов плановых заданий, использования ресурсов, форм оплаты труда и т. д.);

Работникам предоставляется право операционного контроля качества продукции, устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат (личное клеймо качества, бригадный контроль качества, сдача продукции с первого предъявления и др.);

Работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской и рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;

Производственные и функциональные подразделения (участки, бригады, службы, отделы) создаются с учетом пожеланий работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.

В Украине применение партисипативного управления станет возможным только с повышением уровня общей культуры и морали работников, а также исчерпанием резервов чисто авторитарного стиля управления.

Теория Л. Портера - Э. Лоулера внесла значительный вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Она показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в единую теорию мотивации.

Установлено, что только при наличии определенных условий повышение заработной платы стимулирует повышение производительности труда. Первое состоит в том, что люди должны придавать заработной плате большое значение. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью и в то, что повышение производительности труда обязательно приведет к повышению заработной платы.

Очевидно, что для персонала желательно наличие связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами. Однако исследования показали, что менеджеры часто оценивают затраченные работником усилия исходя из его стажа и времени, проведенного на работе, а вовсе не из достигнутых результатов .

Теория Скиннера. Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

В нашей стране наиболее распространено применение первых трех теорий.

Теория поведения была применена для мотивации служащих. Согласно данной теории, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Некоторые люди считают теорию усиления Скиннера даже оскорбительной, так как она утверждает, что будущее поведение служащих в основном предопределено, что подрывает веру в возможность свободного выбора.

Позиция Скиннера, заключается в том, что служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату, и избегать тех заданий, которые приводят к нежелательному результату.

Данная теория базируется на очень простой модели (Рис. 2.6.).


Рис. 2.6. Теория усиления В.Ф. Скиннера

В этой модели добровольное поведение служащих в конкретной ситуации или в ответ на конкретные действия или события (стимулы) приводит к определенному результату (последствиям). Если результат положительный, служащий имеет тенденцию к повторению своего поведения в подобной ситуации в будущем. Если же результат отрицательный, служащий будет избегать подобных стимулов или будет вести себя в будущем по другому.

Теория усиления очень часто подвергалась критике. Одни говорили, что она слишком жесткая и игнорирует социальные процессы. Другие говорили, что она слишком упрощенная и не учитывает индивидуальных особенностей людей. Третьи считают, что эта теория оскорбляет служащих предположениями, что для них важны лишь внешние вознаграждения, а внутренние по сути не играют никакой роли. Тем не менее, эта теория оказалась довольно живучей и нашла широкое применение.

Теория постановки цели

Теория постановки цели исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которыми он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. При этом предполагается, что постановка целей – это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека.

В общем виде базисная модель, описывающая процесс постановки цели выглядит следующим образом (рис. 2.7.).


Рис. 2.7. Схема модели процесса мотивации посредством постановки цели

Человек с учетом эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении. На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он намерен стремиться, и, исходя из поставленных целей осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. То есть, ведет себя определенным образом, достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.

огласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Т.е. служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.

Данная теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов:

поведение

последствия

Будущее поведение

Рис. 6. Теория усиления Скинера.

Для того, чтобы успешно применять теорию усиления, нужно понять необходимость управления последствиями поведения служащих. У менеджера есть три варианта действий:

      При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия.

      При негативном подреплении тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.

      Используя эффект тушения , менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения.

руководство

комментарии

1.не награждайте всех

одинаково

Награда лишь в том случае будет эффективным усилием, если будет зависеть от

Деятельности подчинённого. Награждение всех одинаково, наоборот, усиливает

Плохую или среднюю работу,

2.Неполучение награды

тоже влияет на поведе-

ние подчинённых

Менеджеры могут повлиять на своих подчинённых как действием, так и бездейст-

Вием. Например, если человек, заслуживший похвалы, не получит её от своего

Начальства, в следующий раз он уже не будет работать так хорошо.

3. скажите людям, что

они должны сделать,

чтобы получить поощ-

Установка стандартов деятельности позволяет людям понять, что они должны

Сделать, чтобы получить награду. В ответ на это они могут улучшить свою

4. скажите людям, что

они делают неправиль-

Если менеджер лишает подчинённого награды, не объясняя причин этого, подчи-

Нённые будут недоумевать о том, какие их действия показались менеджеру неп-

Равильными. Кроме этого, у них может возникнуть чувство, что ими манипули-

5. Не наказывайте под-

чинённых в присутств-

ии других людей

Одним из способов кстранения нежелательного поведения подчинённых иногда

Может быть простой выговор. Публичный выговор, однако, унижает их и может

Быть причиной того, что все члены рабочей группы будут обижены на менеджера

6. Будьте честны и

справедливы

Последствия любого поведения должны соответствовать этому поведению. Под-

Чинённые должны получить те награды, которые они заслужили. Усиливающий

Эффект любой награды может быть значительно снижен как в случае награжден-

Ия тех, кто этого не заслужил, так и в случае неполучения подходящей награды теми, кто её действительно достоин.

Рис. 7. Руководства для использования теории усиления.

4. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия.

Самые лучшие советы по применению этой теории на практике, разработанные У. Клэем Хамнером, приведены на рис. 7.